В Алматы прошла Международная научно-практическая конференция «Malus sieversii: глобальная стратегия сохранения».
На мероприятии выступили ученые из разных стран, которые занимаются темой яблони Сиверса.
На правовых вопросах остановился Роман Подопригора, профессор Caspian University. Вашему вниманию предоставляем его доклад:
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ РЕДКИХ РАСТЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (на примере яблони Сиверса)
Роман Подопригора, профессор Каспийского университета, доктор юридических наук
«Все усилия по сохранению и преумножению уникального растения, которое с одной стороны находится под угрозой исчезновения, а с другой – с ним связывается будущее мировой яблочной индустрии и продовольственной безопасности, будут напрасными, если в его защиту не включится государство cо своим инструментарием: законами, разрешениями, ответственностью. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и другие инструменты: формирование экологического сознания, деятельность неправительственных организаций, усилия ученых. Но государству в нашей политико-правовой реальности — отводится особая роль. Тем более, что врагов у яблони Сиверса много: климат, хозяйственная и рекреационная деятельность, урбанизация.
С формально юридической точки зрения нельзя сказать, что в плане охраны редких растений в Республике Казахстан есть серьёзные проблемы. Существует нормативно-правовая база по охране редких растений в виде Экологического и Лесного кодексов, законов о семеноводстве, охране селекционных достижений, особо охраняемых природных территориях, защите растений и т.д.
Яблоня Сиверса занесена в Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, утвержденный Постановлением Правительства. Сам этот факт означает, что она находится под охраной государства и ее изъятие допускается на основании решения Правительства и только в исключительных случаях.
Вывоз редких растений их частей и дериватов осуществляется на основании разрешения, выданного государственным органом.
Яблоня Сиверса внесена еще в один перечень, утвержденный Постановлением Правительства: Перечень объектов охраны окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение.
Лесные массивы входят в состав особо охраняемых природных территорий, что предполагает действие экологических правовых режимов с многочисленными ограничениями хозяйственной и иной деятельности.
Семенные подвои яблони Сиверса включены в Государственный реестр селекционных достижений, рекомендуемых к использованию в Казахстане. Права на селекционные достижения охраняются патентами.
Повреждение или уничтожение объектов селекционно-генетического назначения наказывается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
Еще более серьезная ответственность присутствует в Уголовном кодексе: за незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений, их частями или дериватами, а также за нарушение прав на селекционные достижения.
Существуют государственные органы, которые призваны контролировать соблюдение законодательства в сфере защиты редких растений и десятки исследовательских организаций, которые должны заботиться о подобных растениях.
Таким образом, имеются и нормативно-правовая база, и соответствующие организационные институты для охраны редких растений.
Но, во-первых, в силу известной формулы, строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения: отсюда факты незаконного вывоза, не всегда эффективной деятельности природоохранных органов, слабого карантинного и таможенного контроля.
Во-вторых, если государство будет сосредоточено только вокруг запретительных и ограничительных мер (которые, безусловно, необходимы), и быть пассивным в плане охраны генофонда, развития селекционной работы, то и так редкие растения будут еще под большей угрозой исчезновения.
И в этом плане есть определенные системные и прикладные проблемы правового характера.
1. Государственное администрирование
В Казахстане нет независимого природохранного ведомства, а есть Комитет экологического регулирования и контроля в составе Министерства энергетики. Сегодня уже многие говорят о том, что такое положение ошибочно. Орган, занимающийся охраной природы, не может быть в составе органа, который по принципу угрожает этой природе.
В другом примере вопросами лесов занимается Комитет лесного хозяйства и животного мира, который входит в состав Министерства сельского хозяйства. Даже в названии органа присутствует не охрана лесов, а лесное хозяйство. Но хозяйство также угрожает лесам и растениям. А Министерство сельского хозяйства, как и Министерство энергетики, является экономическим органом, для которого охрана растительных ресурсов не главное. На наш взгляд, охраной растений и лесов должен заниматься орган, независимый от экономических министерств. Может быть тогда, когда вопрос приобретет серьезную коммерческую значимость, будут расставлены другие приоритеты и акценты в государственном управлении. Но пока приоритетным является природохранная составляющая в деятельности соответствующих государственных органов.
2. Скупость и несистемность правового регулирования в области генной инженерии, биотехнологий, создания и хранения различных банков, инвентаризации и таксации.
Все, в том числе на государственном уровне, признают важность этих вопросов.
Но по ним существуют отрывочные положения в различных нормативных правовых актах. Вряд ли этим должны заниматься сами государственные органы. Но государство должно создать соответствующую правовую среду для такой деятельности.
Сегодня во многих странах имеются национальные коллекции генофондов, банки семян, комиссии по генетическим ресурсам. В этом плане нашей стране ещё многое предстоит сделать.
Ученые из других стран уже присматриваются к тому, чтобы создать в Казахстане подразделение Всемирного банка семян, но собственных национальных банков нет. Речь идет именно о национальных банках, а не об имеющихся на базе научных институтов и организаций коллекциях, сохранность и развитие которых зависят от многих факторов, в том числе от финансирования и административных реформ.
3. Недостаток государственного финансирования.
В законодательстве присутствуют такие многообещающие фразы, как, к примеру, в Законе о семеноводстве, что государственное регулирование производится путем проведения научных исследований фундаментального и прикладного характера в области семеноводства и селекции по сохранению, развитию и использованию генофонда растений. Но чтобы такие исследования проводились необходимо государственное финансирование, с чем всегда проблемы.
4. Государственные приоритеты.
Конечно, все редкие растения нуждаются в защите, да и нередкие тоже. Но такие факторы как значимость вида, в том числе в мировом масштабе, угроза полного уничтожения, помимо общих регулятивных положений требуют специального внимания. Такое внимание может выражаться в правовых актах специально посвященных редкому растению или животному.
И примеры подобного внимания имеются. Так в 2011 году распоряжением Премьер-министра в Казахстане была создана рабочая группа по выработке предложений по восстановлению популяции туранского тигра в Казахстане. Проект по восстановлению и популяции этого животного начинался с инициатив общественников, но позднее к нему подключилось государство, которое выделяет серьезное финансирование на соответствующие работы.
И яблоня Сиверса заслуживает такого же внимания.
Но здесь возникает еще одна проблема. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством, такие вопросы как сохранение различных видов растений и животных не охватываются государственными программами или стратегиями. Ранее был опыт, когда Правительство утверждало программы по сохранению и восстановлению редких видов. Но сегодня это вряд ли возможно в связи с новыми подходами к государственному планированию, во всяком случае, на уровне Правительства.
Но это не означает, что ничего нельзя сделать. Правительство может принять Постановление о мерах по сохранению яблони Сиверса не обязательно в форме программы или стратегии (конечно, программный документ выглядит солиднее). Имеются и другие возможности. Так, в соответствии с Экологическим кодексом, Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, стратегические меры по их осуществлению. Можно вспомнить и об обязательствах государства в рамках международно-правовых актов.
Главное, если будет интерес – государство найдет решение. А интерес огромный. Речь, по сути, идёт об одном из брендов государства».
Ранее на нашем сайте на эту тему была опубликована следующая статья: