В СКО обсудили современные антикоррупционные механизмы в агропромышленном комплексе, сообщает Управление профилактики коррупции ДАРКДГСиПК по СКО.
Как известно, ключевым условием успешного противодействия коррупции является тесное взаимодействие государства и общества, создание эффективных механизмов противодействия коррупции, соответствующих мировым стандартам. Так с целью вовлечения гражданского общества и формирование ценностей антикоррупционного сознания и поведения среди населения, в Республике Казахстан реализуется комплексный план по формированию антикоррупционной культуры в обществе на 2018 год.
В рамках реализации плана 8 августа 2018 года в стенах Северо-Казахстанского областного маслихата проведена научно-практическая конференция на тему: «Современные антикоррупционные механизмы в агропромышленном комплексе», участие в которой приняли сельхозтоваропроизводители, представители субъектов агропромышленного комплекса области, сотрудники государственных органов сферы сельского хозяйства, Департамента Национального бюро по противодействию коррупции, региональной палаты предпринимателей, работники Северо-Казахстанских филиалов дочерних организаций КазАгро, Фонд развития предпринимательства «Даму».
Согласно повестке дня на мероприятии рассмотрено 4 вопроса в соответствии с тематикой конференции, по которым выступили представители СКГУ им. Манаша Козыбаева, Департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по СКО, Палаты предпринимателей, а также Северо-Казахстанского областного представительства АО «НК «Продкорпорация».
Следует отметить, что для поддержки аграрного сектора страны ежегодно выделяются многомиллиардные суммы бюджетных средств, при этом как свидетельствует мировая практика — увеличение объема государственного финансирования вызывает необходимость тщательного анализа коррупционных рисков.
В этой связи, Агентством в рамках Дорожной карты по реализации Соглашения о сотрудничестве между Агентством и Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» проведен анализ коррупционных рисков в сфере сельского хозяйства, результаты которого озвучены главным специалистом Управления профилактики коррупции Департамента Жумагуловым Р.М. в своем выступлении. До сведения участников конференции доведена информация о выявленных коррупционных рисках и принятых мерах по их устранению, ведь как показывают итоги проведенной работы, на сегодняшний день в сфере сельского хозяйства имеется ряд проблемных вопросов, требующих решения как на законодательном уровне, так и посредством организационно-управленческой деятельности.
Свой взгляд на решение вопроса минимизации коррупционных проявлений в сфере агропромышленного комплекса в своем докладе изложил заместитель директора Палаты предпринимателей нашей области – Казиев Женис Абаевич. Выступающим помимо прочего освещены результаты проведенной работы по соц. исследованию уровня удовлетворенности предпринимателей обсуждаемой сферы, а также отмечено, что лишь тесно взаимодействуя с сельхозтоваропроизводителями, предпринимателями от сферы сельского хозяйства можно добиться ожидаемого результата по выявлению болевых точек, пробелов, административных барьеров в отраслевом законодательстве.
Следует отметить, что на мероприятие с целью раскрытия проблематики коррупции в сфере сельского хозяйства с научной точки зрения выступил представитель научного сообщества области, кандидат сельскохозяйственных наук, преподаватель Северо-Казахстанский государственный университет имени Манаша Козыбаева – Жантлеуов Данияр Амангельдинович.
Повествуя о вопросе противодействия коррупции в сфере сельского хозяйства, Данияр Амангельдинович отмечает, что уровень развитости науки служит одним из основных показателей развития общества, а также это — показатель современного развития государства. В современности благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки, в том числе и сельского хозяйства. И только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают новейшие наукоемкие технологии, предоставляют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства лидируют и занимают ведущие позиции на мировой арене.
Вместе с тем, несмотря на все принимаемые меры по предупреждению и профилактике коррупции, казахстанское общество все же становится свидетелем расследуемых уголовных коррупционных дел в отношении сотрудников организаций сферы сельского хозяйства, одним из примеров которых является дело в отношении бывшего директора Северо-Казахстанского областного представительства АО «Национальная Компания «Продовольственная контрактная корпорация». В этой связи, по данному вопросу повестки дня было предоставлено слово представителю Северо-Казахстанского областного представительства АО «НК «Продкорпорация» Ибраеву Серику Конысбековичу, который довел до сведения участников конференции информацию о принимаемых мерах по противодействию коррупции в их организации.
Обсудив все поступившие вопросы и подытоживая итоги мероприятия, модератор встречи – Айдарбеков С.О. отметил необходимость активного участия в противодействии любым проявлениям коррупции и повсеместной поддержки в вопросе минимизации коррупционных проявлений в сфере сельского хозяйства.
Нетерпимое отношение к коррупции должно стать активной гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и неподкупность – нормой поведения. Свободная от коррупции сфера сельского хозяйства будет способствовать тому, что Казахстан может стать одним из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции.
В настоящее время успешно завершен первый этап реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан, что актуализирует потребность осмысления первых итогов её исполнения. И это нашло свое отражение в ежегодном Национальном докладе по противодействию коррупции, основанием для регулярной разработки которого служат требования Закона РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года.
В настоящее время программирование и планирование исполнения целей и задач антикоррупционной политики Казахстана осуществляется в рамках принятой в 2014 году по инициативе Главы государства Антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы (далее – Антикоррупционная стратегия) и Плана мероприятий на 2015 – 2017 годы по её реализации.
2017 год стал завершающим годом реализации первого этапа Антикоррупционной стратегии, что позволяет оценить первые итоги осуществления обновленной антикоррупционной политики в Казахстане за трехлетний период.
Следует отметить, что Антикоррупционной стратегией изначально заложены механизмы как самооценки эффективности ее исполнения, так и внешней оценки для повышения объективности анализа практических результатов.
В этих целях в 2017 году создана специальная мониторинговая группа, в состав которой вошли представители неправительственных организаций, СМИ, государственных органов, политических партии.
Казахстан в рейтинге стран по Индексу восприятия коррупции в 2017 году набрал 31 баллов и занял 122 место, улучшив свои показатели по сравнению с рассматриваемым периодом на 11 позиций (133 местов 2012 году).
Сельское хозяйство
Обеспечение ветеринарно-санитарной безопасности страны является одной из приоритетных задач Министерства сельского хозяйства РК (далее– МСХ РК).
Несмотря на принимаемые меры, эпизоотическая (степень распространения болезни животных на определенной территории) обстановка в стране складывается неблагоприятно. Одной из причин которой является незаконная выдача разрешений на ввоз в страну сельхозпродукции. Незаконные действия должностных лиц создают дополнительные коррупционные риски внутри страны при реализации мясной продукции, не отвечающей ветеринарно- санитарным требованиям.
Анализ подзаконных актов в этой сфере свидетельствует об отсутствии прозрачности при принятии решений.
Наличие широких полномочий по выдаче разрешений и наличие прямого контакта чиновника с предпринимателями создают благоприятные условия для коррупции.
Высокий уровень коррупционных рисков сохраняется в сфере субсидирования сельхозпроизводителей.
Коррупционные преступления в данной сфере отношений в основном связаны с хищением бюджетных средств путем завышения фактических объемов сельхозпроизводства при субсидировании, несовершенством работы специальных Комиссий при организации выдачи субсидий, а также пробелами, коллизиями и противоречиями в НПА.
В целях действенного снижения уровня коррупции в системе сельского хозяйства рекомендовано:
- в системе ветеринарного контроля и надзора внедрить механизмы прозрачности и общественного контроля;
- создать ведомственную комиссию по выдаче разрешений;
- установить порядок подачи заявки исключительно в электронном виде;
- сократить сроки предоставления госуслуги;
- принять неотложные меры, направленные на эффективную реализацию государственной антикоррупционной политики и устранению выявленных коррупционных рисков.
ИСПОЛНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ:
- МСХ РК осуществляется полный перевод на электронный формат госуслуг по выдаче разрешения на перемещение мясной продукции и субсидированию удобрений.
- Для зерновых культур исключен погектарный порядок субсидирования с переходом на кредитование конечной продукции.
- На стадии разработки 2 новых стандарта госуслуг по субсидированию перерабатывающих сельхозпредприятий.
- Внедряется единая информационная система, позволяющая объективно рассматривать заявки на выдачу субсидий.
- В сфере животноводства разработаны новые правила субсидирования развития племенного животноводства, предусматривающие электронный формат подачи заявки.
- Разработан проект закона РК «о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования агропромышленного комплекса», предусматривающий устранение устаревших, коррупциогенных и неэффективных норм.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ПРИНЯТЫХ МЕР:
— созданы условия для прозрачности и открытости процедур принятия решений в сфере субсидирования и выделения земель сельхоз назначения;
— снят ряд административных барьеров;
— в целях упрощения выплаты субсидий на развитие семеноводства в 3 раза сокращен перечень документов заявителя (с 3 до 1);
— исключены условия для хищения бюджетных средств путем искусственного увеличения посевной площади;
— улучшены условия ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства;
— усовершенствованы условия субсидирования субъектов АПК.
В условиях рыночных отношений обеспечение эффективного правового регулирования в сфере земельных отношений, способствует повышению уровня благосостояния населения. Вместе с тем эффективному развитию этой сферы, препятствует коррупция.
В сфере земельных отношений в основном преобладают взяточничество, мошенничество и злоупотребление должностными полномочиями при выделении земельных участков.
Анализ правоприменительной практики показал о наличии ряда условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Так, должностными лицами местных исполнительных органов повсеместно нарушаются требования ст. 44-1 Земельного кодекса РК.
Отсутствует в открытом доступе информация о наличии свободных земельных участков. В этой связи выявлены манипуляции со списком очередников на их получение.
Иным коррупционным риском является наделение местных исполнительных органов исключительным правом предоставленияземельныхучастков, что противоречит принципам объективности и беспристрастности, препятствуя тем самым введению общественного контроля при принятии решений.
В целях действенного снижения уровня коррупции в сфере земельных отношений рекомендовано:
- кардинально пересмотреть механизмы выделения земельных участковгражданам;
- ужесточить административную ответственность должностных лиц за сокрытие информации о наличии земельных участков;
- внести изменения в НПА в части включения в составы комиссий представителей НПО;
- разработать автоматизированную базу данных о наличии свободных земельных участков (с отражением месторасположения, целевого назначения и границ)обеспечив к ней свободный доступ населения;
- пересмотреть сроки оказания госуслуг (в сторону уменьшения) по предоставлению земельного участка;
- проводить на системной основе проверки о правомерности выделяемых земельных участков.
ИСПОЛНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ:
— Разработан проект закона РК, предусматривающий прозрачные процедуры выделения земель сельхоз назначения, в том числе включение в конкурсную комиссию представителей общественности (не менее 50% от общего числа членов комиссии).
— В рамках законопроекта «о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования земельных отношений», прорабатываются вопросы продажи земельных участков или права аренды земельных участков исключительно в электронном виде.
— В 2018 году планируется переход на автоматизированный формат получения госуслуг по изготовлению и выдаче актов на право частной собственности на земельный участок, постоянного и временного землепользования (пилотный проект в настоящее время реализуется в Актюбинской, Жамбылской, Северо-Казахстанской областях и в г. Астана).
— Создается единая база очередников на получение земельных участков для ИЖС с автоматизацией всего процесса.
— Открыт свободный доступ к сведениям о земельных участках на веб-портале автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра РК (www.aisgzk.kz).
— Ведется работа по созданию единой системы государственного градостроительного кадастра, который будет включать полные сведения о состоянии территорий (сооружений) и планах их застройки.
— В пилотном режиме в Акмолинской области запущен специальный сервис для населения, обеспечивающий доступ к информации о свободных земельных участках.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ПРИНЯТЫХ МЕР:
— созданы условия для прозрачности и открытости процедур принятия решений в сфере земельных отношений;
— обеспечена открытость при выделении земель;
— снят ряд административных барьеров в сфере земельных отношений;
— созданы условия для снижения социальной напряженности среди населения.