Новости

В рамках закона «О стандартизации» предусмотрен упрощенный способ применения международных стандартов

Начальник Центра стандартизации  РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации»  Евгений  Цхай комментирует Закон РК «О стандартизации», который был  подписан 5 октября 2018 года, о вопросах качества, о том, что изменилось в связи с принятием этого закона:

«5 октября 2018 года подписан Закон РК «О стандартизации», которым определена структура национальной системы стандартизации, в которую входят: Правительство Республики Казахстан; уполномоченный орган; государственные органы в пределах своей компетенции; национальный орган по стандартизации; технические комитеты по стандартизации; технические эксперты по стандартизации; физические и юридические лица.

В рамках закона определена роль каждого участника системы национальной стандартизации.

В развитых странах (Австрия, Германия, Великобритания, Бельгия, Испания) процесс принятия стандартов выстроен от этапа анализа потребности до практического их внедрения, где ключевая роль отведена Национальному органу по стандартизации, являющегося единым оператором процесса.

На основании данного опыта Законом вводится Национальный орган по стандартизации, который должен скоординировать все процессы по стандартизации и создавать условия для принятия стандартов на основе принципа равноправия всех заинтересованных сторон.

Национальный орган будет являться государственным юридическим лицом, которое определит Правительство РК на основании установленных критериев, включающих опыт в разработке и анализе стандартов, наличие соглашений с международными организациями по стандартизации, и не потребует дополнительного финансирования.

Так, постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2018 года № 885 Национальным органом по стандартизации определен Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахстанский институт стандартизации и сертификации (КазИнСт)» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Комитет технического регулирования и метрологии Министерства по индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан является уполномоченным органом в сфере стандартизации».

«Пищевая безопасность и информирование потребителей это одна из наиважнейших задач на сегодняшний день, так как мы все, мы и наши дети являемся потребителями пищевой продукции. Поэтому эти вопросы должны решаться комплексно. Подход к этому в рамках технического регулирования это одна из цепочек, которая регулирует эту сферу и в действительности является инструментом обеспечения безопасности и качества. На сегодняшний день приняты 6 Технических регламентов, которые регламентируют вопросы безопасности и устанавливают минимальные требования по безопасности. Но также необходимо отдавать должное внимание тем стандартам, которые принимаются в стране и которые регулируют уже вопросы качества, вопросы установления тех норм и показателей, по которым  в последующем уже выпускается продукция в рынок. И соответственно используются потребителями.  Поэтому закон направлен на то, чтобы была комплексность решений после принятия стандартов, то есть должна быть вовлеченность всех заинтересованных сторон. Это должны быть не только производители, но и потребители. Потому что интересы производителя не всегда могут соответствовать интересам потребителей. Поэтому стандарт – это во-первых, результат консенсуса всех заинтересованных в лице государственных органов, в лице производителей, в лице потребителей. Когда достигается консенсус и определенный баланс, то в этом случае только можно говорить, что произведенная продукция является действительно безопасной, будет качественной и она будет удовлетворять потребности всех. В части комплексных мероприятий здесь безусловно необходимо уделять большое внимание осведомленности потребителей. И в рамках данной проблемы безусловно нужно разрабатывать определенные стандарты, которые бы регламентировали информирование потребителей, в том числе применение маркировки».

«Вопросы качества всегда были актуальными. Сегодня политический курс Казахстана безусловно связаны именно с вопросами качества товаров и продукции, которые обращаются на рынках.

Ключевая задача закона о стандартизации — повышение качества продукции, которая выпускается на сегодня в Казахстане и которая к нам завозится. Есть такие определенные моменты, на которых нужно немножко остановиться.  Это непосредственно сам процесс разработки стандартов, который немного меняется в рамках закона. То есть начиная от планирования и заканчивая уже внедрением стандартов. Эти процессы уже ложатся на плечи Национального органа по стандартизации и все начинается с планирования.  В рамках закона планирование  будет проходить на основе анализа и систематизации. Безусловно, раскладка всех тех норм и документов, которые на сегодня существуют в Казахстане в той или иной отрасли насколько они обеспечивают и насколько они соответствуют тем современным вызовам для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. Второй момент, он уже касается непосредственно наполнения самих стандартов, самих документов. Когда мы говорим, что в целом за наполнение стандартов должна отвечать промышленность. Кто лучше промышленность, скажет какие инновационные современные нормы и требования должны быть в стандарте? Это сами производства, сами промышленные предприятия. Поэтому в рамках этого здесь как раз таки вводится такое новое в части методологии, техническое обсуждение на уровне технических комитетов по стандартизации. То есть это, условно говоря, круглый стол таких технических экспертов промышленников, где будут обсуждаться внутреннее наполнение документа. Но уже после того, как достигается определенный консенсус на уровне таких технических комитетов, далее документ уже рекомендуется к утверждению. Причем в начале проходит какую-то экспертизу в Национальном органе по стандартизации, где уже проводится методологическая экспертиза, то есть насколько выдержаны все процессы стандартизации, насколько достигнут консенсус. Потому что один из ключевых принципов  принятия стандартов —  должен быть консенсус, баланс интересов тех заинтересованных сторон, в том числе и государственных органов, которые за безопасность отвечают. В том числе и промышленность. В этом случае промышленность должна собираться в какие-то определенный единый такой орган, организм такой в лице технического комитета где уже отстаивать свои интересы, выражать свою позицию, достигать каких-то определенных уровней по стандартам. Еще один момент.  Национальный орган уже после того, как стандарты применяются, принимаются вводится механизм мониторинга их отслеживания этих стандартов, которые уже введены в действие для того, чтобы их можно было своевременно актуализировать. Это то, что касается национальных стандартов. Есть определенные моменты, которые связаны с применением международных, иностранных стандартов. И в рамках данного закона сделан такой определенный большой скачок для того, чтобы, к примеру,  все знают, что промышленные предприятия есть такая процедура, учетная регистрация. То есть проходит определенные этапы согласования с государственными органами, то есть немножно забюрократизированный процесс, когда вроде бы нужно в срочном порядке применить международный стандарт, но законодательство на сегодня не дает этой возможности, то есть необходимо проходить какие-то процедуры, согласования, что отнимает  от 2  до 3 месяцев. В рамках закона предусмотрен упрощенный способ применения международных стандартов. То есть стандарты применяются на уровне стандарта организации, то есть любое предприятие, скажем если хочет экспортировать продукцию скажем, в другую страну, для этого нужен стандарт той страны, куда он собирается экспортировать. Соответственно он берет стандарт того государства, принимает его у себя на территории своего предприятия, производственного цикла и выпускает продукт уже по этому стандарту и экспортирует продукцию. Это ключевые моменты, которые были предусмотрены в данном законе по стандартизации. На сегодняшний день ведется большая работа по реализации данного закона. Сейчас ведется работа по подготове нормативно-правовых актов к данному закону, различные процессы разработки, формирование технических комитетов. По техническим комитетам пересматривается сама процедура создания и вхождения в эти технические комитеты и в рамках новых правил по техническим комитетам здесь могут участвовать абсолютно все заинтересованные стороны в деятельности технических комитетов  и  выражать свое мнение при разработке нормативных документов, что немаловажно. В целом сам закон направлен именно на то, чтобы сегодня промышленность сама диктовала и устанавливала те нормы и требования, которые нужны для развития и создания той конкурентной среды предприятий».

Справочно:

Согласно Закону Республики Казахстан «О стандартизации» к документам по стандартизации относятся:

1) международные стандарты, классификаторы технико-экономической информации международных организаций по стандартизации;

2) региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации по стандартизации региональных организаций по стандартизации;

3) национальные стандарты и национальные классификаторы технико-экономической информации;

4) рекомендации по стандартизации;

5) стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств;

6) стандарты организаций.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *