В Нур-Султане началось первое заседание Комиссии по земельной реформе.
Комиссия по земельной реформе была создана по поручению Главы государства для обсуждения норм проекта Земельного кодекса РК и выработки предложений.
Председателем комиссии стал заместитель Премьер-Министра Ералы Тугжанов, заместителем председателя – министр сельского хозяйства Сапархан Омаров, секретарем комиссии – председатель Комитета по управлению земельными ресурсами МСХ РК Мурат Темиржанов.
В состав комиссии вошли депутаты Сената и Мажилиса Парламента, заместители акимов областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, курирующие вопросы АПК, члены Национального совета общественного доверия, аграрии, представители отраслевых объединений и союзов фермеров, НПП «Атамекен», общественные деятели, политологи, журналисты и блогеры.
На заседании выступил с докладом министр сельского хозяйства Сапархан Омаров. Он в своем выступлении отметил следующее:
Так, на сегодняшний день:
— установлен запрет на предоставление сельхозземель в приграничной зоне иностранцам и гражданам, состоящих в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, с определением расстояния от государственной границы;
— нужды населения по содержанию их личного скота вблизи населенных пунктов отнесены к категории государственных нужд, что дает законодательное основание по их принудительному изъятию;
— в целях усиления государственного контроля за рациональным использованием сельхозземель в 2019 году в Земельный кодекс внесены изменения по использованию данных дистанционного зондирования земли. То есть теперь наряду с результатами систематических наблюдений, наземных съемок, обследований, инвентаризации для выявления неиспользуемых земель будут использованы результаты космического мониторинга;
— в целях создания экономического понуждения к добровольному отказу от неиспользуемых сельхозземель нерадивыми землепользователями в декабре 2020 года приняты поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие кратное увеличение ставки налога с 10 до 20 раз на неиспользуемые сельхозземли.
— разработан Законопроект по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель, который предусматривает сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с 3 лет до 1 года;
— разработан и внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан Законопроект по цифровизации государственных услуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости.
Целью данного Законопроекта является унификация процедуры предоставления земельных участков, контроль сроков и хода рассмотрения заявок и информационной системе, безбумажное оказание услуги, исключение института земельной комиссии, согласование выделения земельного участка с госорганами и организациями – монополистами в электронном формате.
— разработана отдельная подробная регламентация порядка предоставления сельхозземель через конкурсы;
— для обеспечения открытости работы конкурсной комиссии в их состав законодательно включены представители общественных советов и объединений не менее 50% от общего числа членов комиссии;
— законодательно установлен единый типовой договор аренды сельхозземель, с уточнением и усилением обязанностей и ответственности землепользователей;
— согласно утвержденного типового договора законодательно установлен порядок мониторинга за рациональным использованием сельхозземель. Так, первые 5 лет аренды мониторинг осуществляется ежегодно, а в последующие периоды на орошаемой пашне каждые 3 года, на богарной — каждые 5 лет.
В целях решения вопросов предоставления пастбищ для удовлетворения нужд местного населения принят Закон Республики Казахстан «О пастбищах», рамках которого предусмотрена разработка и утверждение Планов по управлению пастбищами сроком на 2 года, направленные на перераспределение незагруженных пастбищ организованных хозяйств для обеспечения выпаса скота населения.
При этом, для обеспечения гласности при проведении мероприятий, связанных с предоставлением и использованием пастбищ законодательно предусмотрено участие органов местного самоуправления в разработке Плана по управлению пастбищами и их использованию. Органы местного самоуправления заслушивают и обсуждают ежегодные отчеты местных исполнительных органов по использованию пастбищ, участвуют при рассмотрении вопроса о перераспределения пастбищ, в реализации Плана по управлению пастбищами, взаимодействуют с пастбищепользователями, объединениями пастбищепользователей по вопросам управления и использования пастбищ.
При этом с 2015 года функции государственного контроля за выявлением неиспользуемых земель осуществляются местными исполнительными органами.
В результате проведенной работы в период с 2016 по 2020 годы было выявлено с нарастающим итогом 15,4 млн. га неиспользуемых сельхозземель, из которых 5,4 млн. га заново вовлечено в сельхозоборот, 5,6 млн. га возвращены в госсобственность, а по 4,4 млн. га проводится работа по их изъятию через судебные органы.
После внесения законодательных изменений в 2019 году, начиная с января 2020 года был запущен Пилотный проект по космомониторингу сельхозземель в четырех областях, такие как Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Костанайская и Мангистауская области. Эти области были выбраны не случайно, именно от этих регионов отмечалось наибольшее поступление заявлений и жалоб в сфере землепользования.
По состоянию на декабрь 2020 года пилотный проект в указанных регионах завершен.
По результатам космомониторинга в пилотных регионах выявлено 8,3 млн. га, это в основном пастбища – 7,6 млн. га и пашня – 0,7 млн. га. Из которых заново вовлечено в сельхозоборот – 2,2 млн. га, возвращено в государственную собственность – 2,6 млн. га, находится в работе у местных исполнительных органов – 3,5 млн. га.
С 1 января 2021 года космомониторинг применяется на всей территории республики.
Теперь, что касается Повестки дня сегодняшнего Заседания Земельной комиссии.
Как известно в 2016 году Указом Главы государства был введен мораторий на действие отдельных статей Земельного кодекса. Данный мораторий истекает 31 декабря 2021 года.
Введенным мораторием были предусмотрены следующие ограничения:
— запрет на предоставление права аренды на сельхозземли иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
— запрет на продажу в частную собственность и предоставление в аренду сельхозземель совместным предприятиям, имеющим долю иностранного участия в уставном капитале;
— запрет на предоставление права частной собственности казахстанцам на сельхозземли;
— запрет на отчуждение права аренды земель сельхозназначения без выкупа у государства.
Что касается норм моратория по иностранцам, то Президентом Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемельевичем Токаевым 25 февраля 2021 года на Пятом заседании Национального совета общественного доверия было принято окончательное политическое решение.
В частности Главой государства было решено, что земли сельскохозяйственного назначения не будут продаваться в частную собственность и не будут предоставляться в аренду иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием, международным организациям, научным центрам с международным участием, а также кандасам. Соответствующий срочный Законопроект разработан и внесен специальным посланием в Мажилис Парламента и уже рассматривается на рабочих группах.
Теперь по сути не решенными остались лишь некоторые вопросы моратория, это предоставление сельхозземель в частную собственность казахстанцам с отменой права аренды, а также отчуждение землепользователями права долгосрочной аренды сельхозземель без выкупа у государства.
Кратко хотел остановится на истории вопроса по частной собственности для казахстанцев. Частная собственность на земли сельхозназначения была законодательно закреплена с 2003 года и позволяла либо приобрести сельхозземлю в частную собственность либо работать на правах долгосрочной аренды до 49 лет.
В 2015 году были внесены изменения в Земельный кодекс, в рамках которых было исключена возможность предоставления сельхозземель в аренду казахстанцам до 49 лет. Нововведением было предусмотрено предоставление сельхозземель казахстанцам только праве частной собственности. Для этого действующие землепользователи обязаны были выкупить сельхозземли в частную собственность на условиях единовременной оплаты с 50%-ой скидкой от кадастровой стоимости, либо 10-летней рассрочки по выкупу полной стоимости земли у государства.
Что касается возможности отчуждения права аренды сельхозземель без выкупа у государства, то данная поправка тоже была внесена в 2015 году.
На данные поправки в 2016 году был наложен мораторий Указом Главы государства с принятием соответствующего Закона.
Предлагается в рамках заседаний Земельной комиссии принять окончательное решение по вышеуказанным вопросам.
Почему в Казахстане проводится земельная реформа и для чего создана Комиссия по земельной реформе?
В 2016 году Указом Главы государства был введен мораторий на действие отдельных статей Земельного кодекса, вызвавших широкий общественный резонанс.
Мораторием были предусмотрены следующие ограничения:
— запрет на предоставление права аренды на сельхозземли иностранцам, а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам;
— запрет на продажу в частную собственность и предоставление в аренду сельхозземель совместным предприятиям, имеющим долю иностранного участия в уставном капитале;
— запрет на предоставление права частной собственности казахстанцам на сельхозземли;
— запрет на отчуждение права аренды земель сельхозназначения без выкупа у государства.
Действие данного моратория истекает 31 декабря 2021 года. В связи с этим 25 февраля 2021 года на 5 заседании Национального совета общественного доверия Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев принял окончательное политическое решение касательно норм моратория по иностранцам.
В частности, Главой государства было принято твердое и принципиальное решение о том, что земли сельскохозяйственного назначения не будут продаваться в частную собственность и не будут предоставляться в аренду иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием, международным организациям, научным центрам с международным участием, а также кандасам.
Соответствующий срочный законопроект внесен в Мажилис Парламента и уже рассматривается на рабочих группах.
Теперь нерешенными остались лишь некоторые вопросы, связанные с мораторием на предоставление сельхозземель в частную собственность или аренду казахстанцам, а также на отчуждение права долгосрочного землепользования на сельхозземли без выкупа у государства.
В целях принятия решения по данным вопросам Министерством сельского хозяйства РК с учетом общественного мнения подготовлен проект нового Земельного кодекса.
Для обсуждения его норм, выработки дополнительных предложений и принятия окончательного решения по поручению Главы государства (распоряжением Премьер-Министра РК № 62-р от 19.03.2021 г.) создана вторая Комиссия по земельной реформе.
Кратко об истории вопроса по частной собственности для казахстанцев
Частная собственность на земли сельхозназначения была законодательно закреплена с 2003 года и позволяла либо приобрести сельхозземлю в частную собственность, либо работать на правах долгосрочной аренды до 49 лет.
В 2015 году в Земельный кодекс были внесены изменения, в рамках которых исключена возможность предоставления сельхозземель в аренду казахстанцам до 49 лет. Нововведением было предусмотрено предоставление сельхозземель казахстанцам только праве частной собственности. Для этого действующие землепользователи были обязаны выкупить сельхозземли у государства на условиях единовременной оплаты половины кадастровой стоимости, либо в рассрочку на 10 лет по полной стоимости.
Что касается возможности отчуждения права аренды сельхозземель без выкупа у государства, то данная поправка тоже была внесена в 2015 году.
На данные поправки в 2016 году Указом Главы государства был наложен мораторий.
Что за последние 5 лет сделано для выявления и изъятия неиспользуемых сельхозземель?
С 2015 года государственный контроль за неиспользуемыми сельхозземлями осуществляются акиматами.
В период с 2016 по 2020 годы площадь выявленных неиспользуемых сельхозземель по республике составила 15,4 млн га.
Из них в госсобственность возвращено 5,6 млн га, вовлечено в сельхозоборот 5,4 млн га, в процессе изьятия через судебные органы – 4,4 млн га.
Для усиления государственного контроля за использованием земель Правительством внесены изменения в Земельный кодекс по вопросам космомониторинга земель.
В январе 2020 года был запущен пилотный проект по космомониторингу сельхозземель в четырех областях: Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Мангистауской.
Эти области были выбраны не случайно – в них отмечалось наибольшее количество заявлений и жалоб в сфере землепользования.
В декабре 2020 года пилотный проект был завершен. По его результатам выявлено 8,3 млн га (7,6 млн га пастбищ и 0,7 млн га пашни). Из них в госсобственность возвращено 2,6 млн, в сельхозоборот заново вовлечено 2,2 млн, в работе местных исполнительных органов находятся 3,5 млн.
В связи с успешным опытом было принято решение запустить космомониторинг на всей территории республики с 1 января 2021 года.
Кроме того, для создания экономического понуждения к добровольному отказу от неиспользуемых сельхозземель 10 декабря 2020 года были приняты поправки в Налоговый кодекс в части кратного увеличения ставки налога на неиспользуемые сельхозземли с 10 до 20 раз.
Также, разработан законопроект по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель, который предусматривает сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с 3 лет до 1 года.
Также Министерством сельского хозяйства разработан и внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан законопроект по цифровизации государственных услуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости.
Целью данного законопроекта является унификация процедуры предоставления земельных участков, контроль сроков и хода рассмотрения заявок и информационной системе, безбумажное оказание услуги, согласование выделения земельного участка с госорганами и организациями-монополистами в электронном формате.
Были ли выполнены решения Земельной комиссии, работавшей в 2016 году?
В 2016 году Указом Президента Казахстана введен мораторий на действие отдельных статей Земельного кодекса, а именно был предусмотрен запрет на:
— предоставление права аренды на сельхозземли иностранцам, а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам;
— продажу в частную собственность и предоставление в аренду сельхозземель совместным предприятиям, имеющим долю иностранного участия в уставном капитале;
— предоставление права частной собственности казахстанцам на сельхозземли;
— отчуждение права аренды земель сельхозназначения без выкупа у государства.
По самым главным и принципиальным вопросам – нормам по иностранцам – Президентом Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаевым 25 февраля 2021 года было принято окончательное политическое решение:
— земли сельхозназначения не будут продаваться в частную собственность и не будут предоставляться в аренду иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием, международным организациям, научным центрам с международным участием, а также кандасам.
Для решения оставшихся вопросов, поднятых на Земельной комиссии в 2016 году, Министерством сельского хозяйства РК с учетом общественного мнения подготовлены проект нового Земельного кодекса, а также ряд изменений в национальное законодательство.
В частности, на сегодняшний день:
— установлен запрет на предоставление сельхозземель в приграничной зоне иностранцам и гражданам, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, с определением расстояния от государственной границы;
— сельхозземли вблизи населенных пунктов отнесены к категории государственных нужд, что дает законодательное основание по их принудительному изъятию для нужд местного населения (выпаса личного скота);
— для усиления государственного контроля за рациональным использованием сельхозземель в 2019 году в Земельный кодекс внесены изменения по использованию данных дистанционного зондирования земли. Таким образом, наряду с результатами систематических наблюдений, наземных съемок, обследований и инвентаризации, для выявления неиспользуемых земель теперь будут использованы результаты космического мониторинга;
— для экономического понуждения к добровольному отказу от неиспользуемых сельхозземель в декабре 2020 года приняты поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие кратное увеличение ставки налога на неиспользуемые сельхозземли с 10 до 20 раз;
— разработан законопроект по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель, который предусматривает сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с 3 лет до 1 года;
— разработан и внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан законопроект по цифровизации госуслуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости, который нацелен на унификацию процедуры предоставления земельных участков, контроль сроков и хода рассмотрения заявок, оформление и согласование выделения земельного участка с госорганами и организациями-монополистами в электронном формате;
— разработана отдельная подробная регламентация порядка предоставления сельхозземель через конкурсы;
— для обеспечения открытости работы конкурсных комиссий в их состав законодательно включены представители общественных советов и объединений. Их должно быть не менее 50% от общего числа членов комиссии;
— законодательно установлен единый типовой договор аренды сельхозземель, с уточнением и усилением обязанностей и ответственности землепользователей;
— установлен порядок мониторинга за рациональным использованием сельхозземель. Первые 5 лет аренды контроль должен осуществляться ежегодно, а в последующем на орошаемой пашне – каждые 3 года, на богарной – каждые 5 лет.
— для решения вопросов предоставления пастбищ для удовлетворения нужд местного населения принят Закон «О пастбищах», который предусматривает разработку и утверждение Планов по управлению пастбищами сроком на 2 года. Мера направлена на перераспределение незагруженных пастбищ организованных хозяйств для обеспечения выпаса скота населения.
При этом, для обеспечения гласности законом предусмотрено участие органов местного самоуправления в разработке Плана по управлению пастбищами. Они заслушивают и обсуждают ежегодные отчеты акиматов по использованию пастбищ, участвуют при рассмотрении вопросов об их перераспределении, а также в реализации Плана по управлению пастбищами, взаимодействуют с пастбищепользователями и объединениями пастбищепользователей.
— в период с 2016 по 2020 годы местные исполнительные органы выявили 15,4 млн га неиспользуемых сельхозземель, из которых 5,4 млн заново вовлечены в сельхозоборот, 5,6 млн возвращены в госсобственность, а по 4,4 млн проводится работа по изъятию через судебные органы.
— с января 2020 года был запущен Пилотный проект по космомониторингу сельхозземель в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Мангистауской областях. Эти регионы были выбраны не случайно – именно в них отмечалось наибольшее количество жалоб в сфере землепользования.
В декабре 2020 года пробный проект был завершен. По его итогам выявлено 8,3 млн га (в основном пастбищных угодий). В связи с успешными результатами было принято решение о запуске космомониторинга на всей территории республики с 1 января 2021 года.