маслозавод
Новости

В Казахстане создадут товаропроизводящую систему в 3 этапа

Глава государства К. Токаев в своем обращении народу Казахстана в связи с введением режима чрезвычайного положения поручил утвердить объективно необходимый перечень социально-значимых товаров, по которому ведется государственное регулирование цен. Каждому акиму региона необходимо наладить реальный учет наличия товаров первоочередного спроса, нельзя допускать паники, ажиотажа вокруг продуктов первой необходимости. Акимы регионов должны наладить взаимодействие между собой для контроля межрегиональных перетоков товаров и исключения локальных дефицитов. Следует обеспечить наличие достаточных запасов, проработать механизмы их доведения до прилавков, строго контролировать цены и исключить спекуляции.

Согласно данным Комитета по статистике, индекс цен на социально значимые продовольственные товары за неделю с 7 по 14 апреля 2020 года увеличился на 0,4%. С начала года наибольший рост цен установился на овощи (картофель, лук, капусту, морковь) и сахар. Основной причиной роста цен стали сезонность и удорожание факторов производства.

В настоящее время запрета импорта нет. Товары завозятся в прежнем режиме. Торговые отношения не останавливались. Товары, которые не уходят на экспорт, продаются на внутреннем рынке.

В разрезе регионов наибольший рост цен произошел в Павлодарской области, городах Нур-Султан и Алматы. В случаях превышения предельной цены на то или другое наименование товара, акиматы принимают решение по предупреждению либо применению штрафных санкций в отношении субъектов внутренней торговли.

В случае превышения предельных цен:

— на розничном рынке согласно статье 729 КоАП управлением предпринимательства МИО будет налагаться штраф в соответствии со статьей 202 КоАП в размере 100 МРП или 277,8 тыс. тенге (повторное нарушение – 200 МРП или 555,6 тыс. тенге);

— крупными производителями и поставщиками территориальные департаменты Комитета будут выходить на расследования по фактам повышения цен на продовольственные товары с соответствующим наложением штрафов по статье 159 КоАП в размере от 3% до 5% от дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности, с конфискацией монопольного дохода не более чем за один год.

В целях пресечения нарушений законодательства в области защиты конкуренции на рынке продовольственных товаров проводятся разъяснения законодательства РК в области защиты конкуренции по недопущению необоснованного роста цен с производителями и оптовыми поставщиками.

С начала 2020 года антимонопольным органом вынесено 172 уведомления субъектам рынка по производству и реализации продуктовой, плодоовощной и мясной продукции, а также внесено 1 предостережение.

Кроме того, назначено 10 расследований по признакам нарушения законодательства РК в области защиты конкуренции.

3 апреля т.г. совместным приказом МТИ, МНЭ, МСХ установлены предельные цены на 9 социально значимых продовольственных товаров (мука, хлеб, рожки, крупа гречневая, рис, говядина, яйца, масло подсолнечное, соль). 10 апреля Главой государства поручено оптимизировать механизм регулирования цен по всей цепочке ценообразования.

По оперативным данным регионов на 20 апреля 2020 года в республике имеются запасы в общем объеме 876 тыс. тонн различных продтоваров, в том числе в стабфондах – 37,0 тыс. тонн, на предприятиях-производителях – 304,1 тыс. тонн, на складах – 197,6 тыс. тонн, в торговых сетях – 338,1 тыс. тонн.  Кроме того, имеется 352 млн. штук яиц и 4,0 млн. тонн продовольственной пшеницы.

Обеспеченность имеющимися запасами продтоваров по фактическому потреблению составляет по разным видам продукции от недели до нескольких месяцев. Вместе с тем, их запасы постоянно пополняются и поэтому дефицита по ним не ожидается.

По данным Министерства сельского хозяйства, в целом, в 2020 году общая посевная площадь сельхозкультур составит 22,5 млн га, что на 138 тыс.га больше прошлогоднего показателя. По состоянию на сегодняшний день все подготовительные работы проведены. Засыпано порядка 2,5 тонн семян, что обеспечивает 100% потребность, готовность сельхозтехники составляет 98%, выделены 390 тыс. тонн удешевленных горюче-смазочных материалов.

Так, цена за тонну дизельного топлива снижена с 175 тенге за тонну до 165 тенге за тонну, т.е. на 10 тенге. Из республиканского бюджета кредит в сумме 70 млрд тг со ставкой вознаграждения для конечных заемщиков не более 5%. На сегодняшний день данный кредит освоен на 99,6%, порядка 2,37 тыс. сельхозтоваропроизводителей получили кредиты на общую сумму 69,7 млрд тг.

Кроме того, в рамках программы «Экономика простых вещей» дополнительно выделяются 100 млрд тг для проведения весенне-полевых и осенних уборочных работ. Ставка для конечного заемщика не будет превышать 6% годовых. Данные средства Агрокредитной корпорацией будут кредитоваться напрямую через банки второго уровня и кредитные товарищества.

17 апреля т.г. Премьер-Министр РК Аскар Мамин поручил Министерству сельского хозяйства совместно с акиматами регионов ежедневно осуществлять мониторинг запасов продовольствия, баланса его производства и межрегионального перетока для своевременного реагирования на возможный дефицит определенных видов товаров.

«Мы утвердили предельные цены на 9 наиболее социально-значимых продовольственных товаров. Соответствующий механизм сдерживания цен имеется. Тем не менее, в ряде регионов отмечается превышение предельных цен на некоторые социально-значимые продукты питания. Акиматам поручаю пресекать подобные факты и взять на личный контроль данный вопрос», — сказал А. Мамин.

Премьер-Министр поручил обеспечить необходимые резервы продовольствия в региональных стабилизационных фондах.

картошка

Был ли запрет на экспорт?

На первоначальном этапе был введен запрет на экспорт таких овощных культур, как капуста, лук и морковь. Запрет вводился из соображения продовольственной безопасности страны, обеспечения собственного населения достаточным количеством продовольствия. Это было связано с малым запасом в стране переходящих остатков старого урожая. Необходимо было дотянуть до нового урожая. Как только на юге страны начали собирать новый урожай, сразу были сняты все запреты. На сегодняшний день лук, капуста и морковь экспортируются без каких-либо проблем, все необходимые документы оформляются своевременно. При этом, запрет действовал всего месяц.

Запрет или ограничения экспорта зерна и муки коснулись только продовольственной пшеницы и пшеничной муки, которые используются в основном для хлебопекарных целей. В начале марта наблюдался ажиотажный спрос со стороны других государств на казахстанскую пшеницу и муку. Существовала реальная опасность вывоза всего объема пшеницы и муки, которые планировалось экспортировать до нового урожая, за два месяца, март и апрель текущего года. Объемы заявок на отгрузки росли ежедневно в геометрической пропорции. Заявки подавали даже те компании, которые раньше никогда не занимались экспортом пшеницы и муки. После довольно продолжительных консультации с представителями союза зернопереработчиков и зернового союза Казахстана было принято решение о снятии запрета на экспорт муки и квотировании объемов экспорта продовольственной пшеницы и пшеничной муки. При этом, мукомолы и зерновики взяли на себя обязательства определенную часть направить на обеспечение внутреннего рынка по фиксированным ценам.

К примеру, по данным статистики на 1 апреля 2020 года запасы всего зерна составляют 7,8 млн. тонн, из них объем продовольственной пшеницы составляет —  6,1 млн. тонн. Из данного объема 1,1 млн. тонн предназначены на семенные цели,  4,6 млн. тонн — на внутреннее потребление (переработка в муку и глубокая переработка), 0,4 млн. тонн – на фураж.

В случае снятия ограничения на экспорт продовольственной пшеницы и пшеничной муки данный объем будет отгружен до лета.

В настоящее время введены квоты на экспорт продовольственной пшеницы и пшеничной муки. Для получения квоты каждый экспортер обязан реализовать на внутреннем рынке по фиксированной цене 30% от заявленного на экспорт объема. Указанные объемы будут находиться в залоге у АО «Продовольственная контрактная корпорация» в течение месяца и будут реализовываться по заявкам акиматов регионов.

Основная цель – обеспечение мукомольных предприятий продовольственным зерном и хлебопекарен мукой в целях недопущения повышения цен на социальный хлеб.

В настоящее время в залоге у Продкорпорации имеются 60 тысяч тонн продовольственной пшеницы по цене 88 тыс.тенге за тонну, 
21 тыс.тонн пшеничной муки по цене 120-130 тыс.тенге за тонну в зависимости от региона.

На сегодняшний день на рынке цена на продовольственную пшеницу составляет 89-90 тыс.тенге за тонну, муку – от 135 тыс.тенге до 140 тыс.тенге за тонну.

Форвардный закуп сельхозпродукции

По форвардному закупу будет профинансировано приобретение 365 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции, а именно пшеницы, ячменя, масличных культур и гречихи. Общая сумма необходимых бюджетных средств на осуществление закупа составит 24,5 млрд тг, из которых в качестве предоплаты будет направлено 17,1 млрд тг.

Кроме того, регионами заключены форвардные договора на поставку в стабфонды продтоваров в объеме 7,5 тыс.тонн. Также, в рамках «оборотной схемы» зафиксировано 34,4 тыс. тонн продовольствия.

Основной акцент будет сделан на финансирование посевных площадей с учетом диверсификации и охватом большего количества мелких и средних хозяйств с размеров земельных участков от 500 гектар до 5 тыс. гектар. Таким образом, на выделенные 24,5 млрд тг будут проведены сельскохозяйственные работы на 4 млн гектар с учетом четырехпольного севооборота или 20% от общей посевной площади.

Механизм финансирования будет аналогичен ранее действовавшему. Так в обеспечение будут приниматься гарантии как банков второго уровня, так и СПК. Это позволит решить проблему недостатка ликвидного залогов у фермеров.

Как обстоит ситуация в столице и в регионах?

 В целях обеспечения продовольствием и бесперебойной поставки товаров на въездах в Нур-Султан для грузового транспорта действует «зеленый коридор».

С начала введения карантина в город въехало 4771 грузовых машин с общим объемом продукции 51 786 тонн, из которых продовольственные товары – 21 829 тонн, соответствующие объемам текущих продаж сетей и рынков. На сегодня запасов города достаточно.

Только социально значимых продуктов питания по 19 позициям имеется 30 тыс. тонн продукции, из них 25 тыс. тонн продуктов хранится на складах и овощехранилищах.

Для пополнения запасов города заключены «форвардные контракты» с фиксированной ценой на плодоовощную группу, мясную и бакалейную продукцию с регионами. Подписаны договора льготного займа по «оборотному механизму» на сумму 2,6 млрд тг с крупными торговыми сетями на реализацию по фиксированным ценам на рис, гречку, подсолнечное масло и овощную группу (картофель, лук, морковь, капуста).

За счет закупа муки удерживается цена на хлеб в пределах 90-95 тенге за булку первого сорта. Проводятся товарные интервенции сахара со стабфонда по цене не выше 220 тенге.

Кроме того, создана мобильная группа, куда вошли районные прокуроры, сотрудники ДГД и МПС. Они проводят рейды, в основном основываясь на обращения граждан о превышении предельных цен на социально значимые продовольственные товары, итоги направляют акимам районов для привлечения к административной ответственности.

 г. Алматы

В городе ведется ежедневный мониторинг цен и запасов на 19 видов СЗПТ (социально значимые продовольственные товары) в торговых объектах, складах и у основных поставщиков. Для обеспечения бесперебойных поставок на постоянной основе в режиме видеоконференц связи ведутся переговоры с производителями и поставщиками из регионов по продовольственному снабжению.

При этом поставки скоропортящейся продукции (мясо говядины, мясо кур, яйца, молочные продукты, хлеб, овощи) осуществляются на ежедневной основе с предприятий производителей Алматинской, Павлодарской, Туркестанской, Жамбылской и других областей. Доставка производится по «зеленому коридору», в рамках обеспечения беспрепятственного пропуска грузовых автомашин сельхозтоваропроизводителей регионов.

С учетом объемов потребления населения города основными СЗПТ, с местного бюджета были предусмотрены через «оборотную» схему 7 млрд тг для осуществления интервенции, из них 5 млрд – в марте т.г. Также, с декабря 2019 года продолжается реализация овощей (картофель, лук, морковь, капуста) через торговую сеть «Магнум» по ценам ниже среднерыночных на 17-35%. Подписаны соглашения с крупнейшей торговой сетью «Магнум» и ХБК «Аксай» (хлеб) по бесперебойному обеспечению города в течение трех месяцев по 17 видам товаров по стабильной цене. Общий объем товаров по соглашениям составляет 26,5 тыс. тонн.

Кроме того, в настоящее время прорабатывается дополнительное соглашение по поставке 5 тыс. тонн овощей и 1 тыс. тонн мяса говядины в торговые объекты города по фиксированной цене.

Для стабилизации цены на гречневую крупу начата реализация 348,1 тонны данной продукции из стабилизационного фонда на общую сумму 104,4 млн тг. Цены реализации на 10% ниже среднерыночных (339 тг/кг) и составляют 305 тг/кг на полке. Реализация продукции проводится в свыше 100 магазинах торговых сетей. Также, с другими предприятиями-производителями города подписаны соглашения о фиксировании отпускной цены на СЗПТ до конца т.г.

В городе также создана мобильная группа, во всех 8 районах Алматы созданы комиссии по контролю соблюдения предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары.

По состоянию на 21 апреля 2020 года Комиссиями наложено 110 административных взысканий, зарегистрированные в едином реестре административных производств (ЕРАП), из них оплачено 78 штрафов на 10,8 млн тг.

С начала апреля т.г. цены снизились по 10 видам социально значимых продовольственных товаров. В целом, индекс цен по всем видам СЗПТ составил 99,9%.

г. Шымкент

В городе ведется ежедневный мониторинг имеющихся запасов для обеспечения населения продуктами питания, в первую очередь, по 32 направлениям.

По состоянию на 20 апреля т.г. в общей сложности по 32 направлениям имеется 83,8 тыс. тонн запасов продуктов, в том числе:

— на стабфондах – 5,8 тыс. тонн (6,9%);

— на предприятиях – 43,9 тыс. тонн (52,4%);

— на складах – 26,1 тыс. тонн (31,1%);

— на объектах торговли – 1,2 тыс. тонн (1,4%)

— по оборотной схеме (согласно договора займа до конца т.г.) – 6,8 тыс. тонн (8,1%).

На территории 6 крупных продовольственных рынков города установлены передвижные социальные точки по реализации социально значимых продовольственных товаров по предельным розничным ценам.

Для стабильного обеспечения населения достаточной продукцией на депозитах стабилизационного фонда находится 764,5 млн тг. На 2020 год для стабилизационного фонда выделено 2,2 млрд тг. Дополнительно выделяемые денежные средства – 700 млн тг.

Стабилизационным фондом 30 марта 2020 года осуществлена закупочная интервенция 6 000 тонн товаров на сумму 970 млн тг (сахар – 2 000 тн, мука I сорта – 3 000 тн, макаронные изделия – 1 000 тн).

В дополнение к ранее закупленным товарам 15 апреля т.г. принято решение о закупе крупы гречневой – 200 тн, риса – 3 000 тн, подсолнечного масла – 300 тыс. литров на сумму 253 млн тг.

А также в целях обеспечения региона пшеничной мукой экспортеры получившие квоты, принимают на себя обязательства о гарантированной поставке пшеницы и муки на внутренний рынок. В этой связи, принято решение о закупе муки I сорта — 1000 тонн.

Из дополнительно выделяемых (700 млн тг) для стабилизационного фонда денежных средств 250 млн тг – на формирование стабфондов, 450 млн тг — на оборотную схему.

Повсеместно на продовольственных рынках, супермаркетах, магазинах цены на СЗПТ контролируются  мобильной группой. Ограничена продажа товаров в крупном объеме в одни руки. Продовольственные торговые объекты работают с усилением санитарных эпидемиологических норм.

Акмолинская область

На 14 апреля т.г. индекс цен на социально значимые продовольственные товары в регионе составил 103,4%. Акиматом области ведется работа с предпринимателями по разъяснению ответственности за нарушение утвержденных предельных цен на социально значимые продовольственные товары, совместно с прокуратурой области отработаны вопросы проведения проверок, производится регистрация в системе учета проверок.

Областным оперативным штабом по мониторингу цен и недопущению дефицита социально значимых продовольственных товаров проводится работа по снижению цен на товары, на которые установлены предельные цены. В том числе по г. Кокшетау снижены цены на хлеб 1 сорта в среднем со 173 тенге/кг до 159 тенге/кг. С 13 апреля т.г. ТОО «Аксай Нан-Кокшетау» снизило отпускную цену с 77 до 75 тенге за булку весом 550 грамм. Организована прямая поставка и реализация яйца куриного от производителя ТОО «Казгер-кус» по розничной цене 267 тенге за десяток. Прорабатываются вопросы снижения цен на другие товары.

На сегодня в стабилизационном фонде СПК «Есиль» имеется 
1880 тонн социально значимых продовольственных товаров, в том числе: мука пшеничная 1 сорта – 1687,5 тонн, крупа гречневая – 10,5 тонн, рис – 78,9 тонн, масло сливочное – 3 тонны, масло подсолнечное – 100 тонн. Всего реализовано 353,1 тонны товаров. Обеспеченность области в социально значимых продовольственных товарах в среднем 45 дней в зависимости от товара. Продажа товаров осуществляется без перебоев, дефицита товаров 
и ажиотажного спроса в области не наблюдается.

В целях увеличения регионального стабилизационного фонда осуществляется дополнительный закуп, на эти цели из местного бюджета выделено 750 млн тг. Ежедневно в области производится 300 тонн молочной продукции, 77 тонн говядины, 123 тонны мяса птицы, 2,2 млн штук пищевого яйца, 1000 тонн муки и другие товары, завозится до 100 тонн плодоовощной продукции (картофель, морковь, лук).

Алматинская область

С бюджета Алматинской области выделены 2 млрд тг на формирование стабилизационного фонда продовольственных товаров области. Средства в сумме 1,3 млрд тг планируется направить на выдачу займов местным товаропроизводителям социально значимых продовольственных товаров и крупным торговым объектам с целью сдерживания роста цен непосредственно в районах и городах области.

На средства в сумме 700 млн тг планируется закупить 4824 тонн муки 1 сорта для сдерживания цен на социальный хлеб. Также планируется произвести закуп риса, масла подсолнечного, макаронных изделий, крупы гречневой, картофеля и лука репчатого у отечественных товаропроизводителей. Заключены соглашения на поставку удешевленной муки пшеничной 1 сорта 52 пекарнями области для выпечки формового (социального) хлеба.

На сегодняшний день реализация всех видов социально значимых продовольственных товаров производится во всех крупных и мелких торговых сетях г. Талдыкорган, районов и городов области.

В области функционирует 295 социальных торговых точек (25 магазинов и 270 отделов), 141 плодоовощехранилище (емкость хранения 174,3 тыс. тонн), 100 тепличных комплексов (96 га), 103 откормочных площадок (25,6 тыс. тонн мяса в год) и 76 молочно-товарных ферм (87 тыс. тонн молока).

Карагандинская область

В каждом городе и районе Карагандинской области при отделах предпринимательства работают специальные мобильные группы, которые занимаются мониторингом цен на предмет их соответствия предельным. В перечень не производимых в области товаров входят крупа гречневая, рис шлифованный (круглозерный весовой) сахар, соль поваренная, растительное масло. На сегодняшний день на складах имеется объем, достаточный для покрытия потребности населения области на месяц. Запасы пополняются ежедневно автотранспортом и по железной дороге.

В целом по области цены на социально значимые продукты питания стабильные. Ситуация находится на постоянном контроле.

На сегодня в области имеется 64 тыс. тонн основных продовольственных товаров, состоящих из 32 наименований. В том числе, из 14 социально значимых продуктов питания, производимых в области, по 7 наименованиям обеспеченность составляет от 30 дней и более (мука пшеничная, яйцо, картофель, макароны, мясо птицы, говядина, хлеб), по 7 наименованиям: от 10 до 29 дней (молоко, творог, масло сливочное, кефир, капуста, морковь столовая, лук репчатый).

Потребность в молочной продукции, а также в продукции, не производимой в области, (перец, чеснок, крупы, растительное масло, сахар, соль и фрукты) покрывается за счет объемов производства и ввозимой продукции.

В стабилизационном фонде имеется 2038,6 тонн социально значимых продовольственных товаров. В настоящее время из стабфонда проводится интервенция картофеля и овощей.

Туркестанская область

В связи с введенной в стране чрезвычайной ситуацией создан областной штаб, ведется ежедневный мониторинг имеющихся запасов для обеспечения населения области продуктами питания, в первую очередь, по 32 направлениям. По состоянию на 16 апреля 2020 года в общей сложности по 32 направлениям имеется 57,6 тыс. тонн запасов продуктов, в том числе: в стабфондах – 2 тыс. тонн (3%), на предприятиях — 16,4 тыс. тонн(25%), на складах — 5,9 тыс. тонн(10%), на объектах торговли и у населения — 40,1 тыс. тонн (62%).

Для стабильного обеспечения населения достаточной продукцией до 15 дней на депозитах стабилизационного фонда находится 465,2 млн тг. В случае недостаточности, средства будут выделяться дополнительно. Кроме того в г. Туркестан действует 14 социальных магазинов, ежедневно реализуется 17,8 тонн продукции на постоянной основе. В рамках внедрения «Оборотной схемы» предоставлены займы 5 субъектам предпринимательства городов Туркестан, Арыс и Кентау на общую сумму 115 млн тг.

С 28 марта т.г. повсеместно на продовольственных рынках, супермаркетах и продуктовых магазинах цены на СЗПТ контролируются мобильными группами в состав которого входят представители правоохранительных, контролирующих и местных исполнительных органов

 Северо-Казахстанская область

В регионе из 19 социально значимых продовольственных товаров производится 15 (за исключением сахара, соли, подсолнечного масла и риса). Со всеми производителями основных продовольственных товаров (хлеб, мука, макаронные изделия, молочная продукция, яйца) имеется договоренность по обеспечению потребности региона. В области имеется 34,6 тыс. тонн продукции. Это 39-дневный запас. По 6-ти социально значимым продовольственным товарам (хлеб, рожки, крупа гречневая, яйцо куриное, масло сливочное, картофель) самые низкие цены по стране.

Для пополнения стабилизационного фонда дополнительно выделено 300 млн тг. Имеется 347 тонн картофеля, 57 тонн моркови, 54 тонны лука репчатого, 39 тонн капусты, 86 тонн риса, 14 тонн крупы гречневой, 1994 тонны муки, 70 тонн макаронных изделий, 16,7 тыс. литров масла подсолнечного, 183 тонн сахара. В текущем году закуплено 66 тонн соли.

Планируется осуществить закуп дополнительных объемов риса, крупы гречневой, мяса птицы, масла подсолнечного, муки 1 сорта, макаронных изделий, картофеля, моркови, лука репчатого, капусты (всего порядка 1,5 тыс. тонн продукции).

В целях контроля предельных цен на социально значимые продовольственные товары в регионе создана мониторинговая группа по обеспечению контроля над утвержденными предельными ценами, в состав которой вошли представители государственных органов, прокуратуры, палаты предпринимателей и общественности. Проведены рейды по 23 торговым объектам (из них 5 – устранили выявленные нарушения, остальные 18 – в работе).

яйцо

 Восточно-Казахстанская область

Из 19 наименований социально значимых продовольственных товаров в Восточно-Казахстанской области производится 15 видов продукции. Остальные 4 вида: рис, яйца, сахар и соль завозятся из других регионов республики.

Акиматами городов и районов на ежедневной основе проводится мониторинг запасов СЗПТ в торговых центрах и продовольственных магазинах, и их наличие на складах. Пополнение товаров осуществляется согласно договорам поставок в обычном режиме. Перебоев с поставками социально значимых продовольственных товаров не наблюдается.

По состоянию на 16 апреля 2020 года запасы СЗПТ в регионе на складах предприятий производителей, складах, стабфонде и на складах торговых сетей составляют 51 030,4 тонн.

Согласно официальным данным Департамента статистики ВКО по состоянию на 14 апреля 2020 года индекс цен на СЗПТ по области составляет 103,6%, что ниже средне республиканского показателя на 1,6% процентных пункта.

В целях сдерживания цен на СЗПТ акиматами городов и районов проводится ежедневный мониторинг цен. В случае необоснованного роста цен на СЗПТ государственными органами принимаются меры в соответствии с законодательством в сфере защиты конкуренции.

В региональный стабилизационный фонд закуплено 5700 тонн плодоовощной продукции урожая 2019 года. По состоянию на 15 апреля 2020 года реализовано 5005 тонн плодоовощной продукции стабфонда, что составляет 87,8% от общего объема закупа, объем запасов составляет 695 тонн.

Также в региональный стабилизационный фонд АО «СПК «Ертіс» произведен закуп сахара в количестве 680 тонн по цене 225 тенге.

Костанайская область

Область обеспечена собственными продуктам питания по основным направлениям. Объемы производства муки, макаронных изделий и хлебопродуктов превышают годовую потребность населения области почти в 10 раз, говядины – 1,3 раза, молока – 1,7 раза, масла растительного почти в 1,4 раза, яиц – 2,8 раза, картофеля – в 2,3 раза. Продовольственные товары, которые не производятся в области сахар, рис, соль или производятся в небольших объемах гречневая крупа, лук, капуста обеспечиваются за счет завоза из других областей и импорта.

Своевременно принимаются меры по стабилизации цен на основные продовольственные товары. На ежедневной основе проводится мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары.

На формирование стабилизационного фонда выделено 2031,8 млн тг. Из 19 наименований социально значимых продовольственных товаров, заложено 14 товаров.

АО «СПК «Тобол» проводятся товарные интервенции по 13 наименованиям продукции, которая реализуется на территории всей области (сахар, яйцо, рис, говядина, масло подсолнечное, масла сливочного, мука, лук, морковь, капуста, картофель, рожки, крупа гречневая). Запасы составляют 6,8 тыс. тонн.

В области проведено 95 сельскохозяйственных ярмарок, на которых реализовано свыше 728 тонн продукции. Заключены 868 меморандумов и 441 договоров о прямых поставках продукции. Открыты фирменные магазины и павильоны по реализации СЗПТ без посредников от товаропроизводителей.

Мангистауская область

По данным Комитета по статистике МНЭ РК с начала текущего года индекс потребительских цен на социально-значимые продовольственные товары в Мангистауской области составил – 103,8%. Для обеспечения продовольственной безопасности в стабилизационный фонд Мангистауской области, из местного бюджета через АО «СПК Каспий» выделено 650 млн тг заемных средств, из них:

— 270 млн тг двум мукомольным предприятиям региона на закуп зерна для производства муки первого сорта;

— 380 млн. тенге по «оборотной схеме» для крупных оптовиков региона на закуп СЗПТ. Из которых, на сегодняшний день на 315 млн тг уже приобретено: картофель, лук, капуста, морковь, сахар, масло подсолнечное, макароны, молоко, мясо кур, мука, рис, масло сливочное и реализуется на розничном рынке.

Для обеспечения дополнительными запасами продовольственных товаров в стабилизационный фонд, из резерва акимата области на неотложные затраты выделено 683 млн тг. Из которых на 566 млн тг уже приобретено: мясо говядины, макароны, масло подсолнечное, молоко, мука, мясо птицы, рис, сахар, соль и яйца куриные. Всем торговым объектам направлены уведомления о недопущении превышения предельных цен.

Ежедневно акиматами городов и районов области совместно с контрольно-надзорными органами и общественностью осуществляется контроль по недопущению субъектами розничной торговли превышения предельных цен. На сегодняшний день по результатам проводимого мониторинга по выявленным фактам превышения предельных цен на СЗПТ, акиматами городов и районов были составлены 14 соответствующих актов в отношении субъектов торговли и вручены предписания об их устранении.

Павлодарская область

В регионе проводится ежедневный мониторинг ценовой ситуации, акиматами городов и районов в положения отделов предпринимательства внесены функции по проведению государственного контроля над соблюдением субъектами внутренней торговли размера предельно допустимых розничных цен и по составлению административных протоколов.

На сегодня мониторинговой группой по торговле проведена разъяснительная работа с вручением уведомлений торговым точкам (всего 2 450 объектам торговли.) по недопущению превышения предельных цен. Также для оперативного реагирования на повышение цен, создана «Горячая линия» и «WhatsApp канал» при управлении предпринимательства и торговли.

За период с 12 марта по 16 апреля на Горячую линию (78-78-16) поступило более 2 000 звонков, на «WhatsApp канал» (8-705-609-20-74) — более 300 обращений граждан и субъектов МСБ по вопросу повышения цен, введению режима ЧП, ограничения времени работы субъектов бизнеса, отсутствия масок и антисептиков в аптеках области и прочие вопросы.

Вместе с тем, ведется работа по увеличению количества «Социальных магазинов» с 196 до 300 единиц до конца апреля т.г, ведется работа по заключению меморандумов с сельхоз товаропроизводителями по поставке продукции в социальные магазины по ценам на 10-15% ниже рыночных. На сегодня заключено 70 меморандумов. До конца текущего месяца планируется довести количество до 100.

В стабилизационном фонде имеется – 2 795 тонн продукции на сумму 444,7 млн тг. За счет имеющихся средств было закуплено риса — 136 тонн, гречки — 60 тонн, макарон — 136 тонн, соли — 68 тонн, масла подсолнечного — 62,8 тыс. литров, хлеба из муки 1 сорта — 150 тыс. булок, сахара — 476 тонн. Заключены договора на поставку крупы гречневой — 200 тонн и муки 1 сорта — 1000 тонн.

На стадии заключения договора на поставку риса — 204 тонн, макарон 204 тонны, сахара — 1020 тонн, соли — 68 тонн, мясо кур — 66 тонн, хлеба из муки 1 сорта — 150 тыс. булок. Из бюджета выделено 1 млрд тг, в том числе 500 млн тг на прямой закуп продуктов в стабилизационный фонд, 500 млн тг в виде краткосрочных займов направлены крупным супермаркетам и товаропроизводителям для стабилизации цен.

маслозавод

Актюбинская область

В регионе создана рабочая группа из числа государственных органов, неправительственных организаций, общественников и депутатов маслихатов. Также, создан оперативный Штаб по мониторингу и контролю цен на социально значимые продовольственные товары. Ежедневно рабочей группой и акиматами районов проводится мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары, также проводится работа по разъяснению среди директоров торговых точек о соблюдении предельных цен на 9 наименований СЗПТ.

В случае выявления спекулятивного или необоснованного повышения цен на все продовольственные товары население может обратиться в Департамент по защите прав потребителей по Актюбинской области по номеру: 8 (7132) 710 — 253 или на сайте www.dosmart.kz. По поводу превышения цен по 9 наименованиям социально значимым продовольственным товарам необходимо обратиться по телефону: 8 (7132) 74-21-80 (122).

В порядке товарной интервенции по решению Комиссии с целью стабилизации цен по утвержденному графику в районы области реализуются продовольственные товары Стабилизационного фонда области: картофель – 65 тг/кг, лук – 65 тг/кг, капуста – 70 тг/кг, подсолнечное масло – 300 тг/б и сахар песок – 230 тг/кг.

На сегодняшний день остаток товаров в фонде составляет: картофель – 475,6 тн, лук – 98,8 тн, капуста – 43 тн, сахар – 221,7 тн, мука 1 сорта – 12 тн, масло подсолнечное – 40,6 тн.

Акиматом области ведется учет наличия продовольственных товаров в торговых сетях и на складах у поставщиков, имеющиеся запасы могут обеспечить население области. Также, отслеживаются поставки законтрактованных объемов.

Жамбылская область

На сегодня в рамках обеспечения продовольственной безопасности ведется мониторинг запасов продовольственных товаров региона, создан специальный областной штаб в составе государственных правоохранительных, исполнительных, надзорных органов, общественных организаций.

На сегодняшний день в запасах стабилизационного фонда продовольственных товаров имеется 5,6 тыс. тонн товаров. Наличие запасов товаров по области составляет 47,5 тыс. тонн, обеспеченность по фактическому потреблению в днях по хранении запасов товаров по области составляет в среднем 44 дня.

Два раза в день в крупных супермаркетах и рынках области проводится мониторинг цен и состояния обеспеченности основными продуктами питания. Согласно анализу, ежедневно производимые мясо, молоко, хлебобулочные изделия обеспечивают внутренний спрос в полном объеме, запасы овощей на хранении достаточен до конца апреля, а для производства социального хлеба на два месяца сформирован необходимый запас муки.

Производство местной муки, макарон, яиц, сливочного масла частично (50-80%) обеспечивает внутренний спрос, в случае увеличения спроса производство этих товаров можно увеличить в два раза. Для этого имеется достаточное количество поголовья скота в области, имеется 3 вновь созданных птицефабрик, 4 макаронных фабрик.

Среди продукции поставляемой из других регионов, область регулярно обеспечивается рис, соль (Кызылорда), мука, пшеница (СКО, Акмолинская, Костанайская), масло подсолнечное, гречиха (Павлодар, ВКО). В целях формирования продовольственного резерва экстренно начата работа по закупу дополнительных 955 тонн товаров на сумму 568,2 млн тг. На эти цели из местного бюджета дополнительно выделено 220 млн тг. Для сдерживания цен из стабилизационного фонда через крупные супермаркеты и социальные киоски города реализуются товары по ниже рыночным ценам.

Западно-Казахстанская область

Акиматом Западно-Казахстанской области с момента введения ЧП в стране создан оперативный штаб, сформированы 20 оперативных групп, которыми ежедневно проводится мониторинг цен на местах, снижаются торговые надбавки на социально значимые продовольственные товары в розничных магазинах, налажены контакты между оптовыми поставщиками, розничными продавцами и производителями, в том числе с РФ, по бесперебойным поставкам без посредников.

На ежедневном контроле находится запас продовольственных товаров по торговым предприятиям, производителям, запасам на складах и стабилизационному фонду области, предоставляются торговые павильоны по принципу «шаговой доступности» для оптовых продавцов социально значимых продовольственных товаров – население получило доступ к товарам по оптовым ценам, организована централизованная доставка продуктов питания во все районы области, с целью снижения транспортных и прочих накладных расходов.

Также достигнута договоренность с крупными сетями региона о проведении акции «Час пик», на период чрезвычайного положения, где сети продают основные социально значимые продовольственные товары по себестоимости. Крупными оптовыми поставщиками овощной продукции ежедневно централизованно направляется продукции по районам области по сниженным оптовым ценам.

Распоряжением акима области создана рабочая группа по мониторингу превышения цен на социально значимые продовольственные товары. Ежедневно в оперативном режиме (создана отдельная группа в WhatsApp) проводится работа с руководителями торговых сетей по недопущению необоснованного роста цен (сотрудничеству по недопущению искусственного завышения цен и мониторингу предельных цен), по равномерной реализации продовольственных товаров покупателям (запрет на продажу большого количества товаров в одни руки), по открытию социальных уголков (по реализации продовольственных товаров по сниженной цене для уязвимых слоев населения), по мере необходимости проводятся оффлайн встречи с крупными оптовыми поставщиками, товаропроизводителями и магазинами.

Кызылординская область

В целях обеспечения продовольственной безопасности и пополнения стабилизационного фонда социально значимыми продовольственными товарами с начала года из местного бюджета выделено 881,8 млн тг на закуп 4299,4 тонн социально значимых продовольственных товаров. В том числе, из резерва местного исполнительного органа Кызылординской области на неотложные затраты для недопущения дефицита продовольственных товаров выделено 105,8 млн тг на закуп 720 тонн продукции, а также из областного бюджета выделено 776 млн тг на закуп 3579,4 тонн продукции.

На сегодняшний день в стабилизационный фонд приобретено 1814,3 тонн продукции на 379,85 млн тг, которые реализуются через социальные магазины по ниже рыночным ценам: картофель, морковь, мука, сахар, подсолнечное масло, капуста, говядина, мясо кур, молочная продукция, сливочное масло, яйца, макароны.

Всего, на 21 апреля т.г. продовольственный запас области, включая стабилизационный фонд, торговые объекты и их склады, составляет 11061,7 тонн социально значимых товаров. Где из них в стабилизационном фонде имеется запас на 2819,5 тонн продукции.

Продукция стабилизационного фонда области реализуется через 28 социальных магазинов по низким ценам. Вместе с тем, в данную ситуацию выделение бюджетных средств на пополнение стабилизационного фонда области социально значимыми продуктами и их реализация через социальные магазины по ниже рыночным ценам принесла положительные результаты. Население области на сегодня в основном приобретает продовольственные товары через социальные магазины. Это в свою очередь дало толчок, расширения социальных магазинов, так до конца года планируется открыть дополнительно 34 социальных магазина. На сегодняшний день в области проведен мониторинг 349 продовольственных магазинов, и было установлено что цены на социально значимые продовольственные товары соответствуют предельным розничным ценам.

Атырауская область

Запасы продовольствия в области за этот период составляют 5 970,1 тонны. Стабилизационный фонд насчитывает 229,2 тонны товаров (мука — 188,0 тонны, картофель — 22,7 тонны, капуста — 3,1 тонны, морковь — 15,4 тонны).

По 9 социально-значимым видам продовольствия наблюдается рост на 6 видов (макаронные изделия-на 6%, гречиха – на 6,3%, говядина – на 4%, яйца — на 4,1%, масло растительное-на 0,5%, соль-на 4,3%).  По сравнению с предыдущей неделей цены на макаронные изделия и соль повысились соответственно на 6 и 4,3%, то цены снизились на гречневую крупу-на 1%, рис-на 6%, говядину-на 4%, яйца-на 1%.

В целях формирования необходимого продовольственного фонда области в стабилизационный фонд выделены дополнительные средства за счет средств местного бюджета. На эти средства АО «СПК «Атырау» заключило договор с торговым центром «Идеал Маркет» на приобретение 12 видов продуктов питания в стабилизационный фонд и предоставляет заем на сумму 400 млн тг. Эта продукция будет доступна населению по предельным ценам в 26 торговых точках города и 3 в районе, всего в 29 торговых точках. В дальнейшем будет продолжена работа по приобретению дополнительных товаров.

Кроме того с 1 по 21 апреля т.г. из г. Астрахань поставлено 14,1 тонны мяса птицы, 20,1 тонны молока, 5,55 тонны растительного масла, 6,7 тонны сливочного масла, 69,7 тонны картофеля, 55,8 тонны моркови, 6 тонны капусты, 26 тонны сахара, 78, 8 тонны продуктов различных видов, 48 тонны фруктов и ягод на 118 автомобилях. За этот же период через убойные пункты г.  Атырау 459 голов крупного рогатого скота, 148 голов лошадей, 3 головы верблюдов, 222 голов овец были забиты и отправлены на рынки и торговые точки.

На предстоящий 2020-2021 годы АО » СПК «Атырау» на форфортной основе заключил договор на приобретение 138,2 тонны картофеля, 70,1 тонны лука, 65,7 тонны моркови и 35,4 тонны капусты. В начале года, включая 361,8 тонны картофеля, 79,9 тонны лука, 49,3 тонны моркови, 114,6 тонны капусты, возвращенной для обновления, к концу года в стабилизационном фонде будет 500 тонны картофеля, 150 тонны лука, 115 тонны моркови, 150 тонны капусты.

В этом году посеяно 9 222 га земли (овощи-2 668 га, бахчевые — 1 182 га, картофель – 2 040 га, кормовые культуры – 3 332 га). На сегодня посеяно 650 га (овощи – 345 га, картофель – 70 га, кормовые культуры – 235 га). Из них капельное орошение — 3 000 га (32,5%). На весенне-полевые работы задействовано 783 с/х техники. 15 оросительно-обводнительных систем подключены к подаче воды.

пашня

Об обеспечении продовольственной безопасности и создании товаропроводящей системы

 По линии МТИ РК

В целях исполнения поручений Главы государства по доступности товаров агропромышленного комплекса для населения следует обозначить основные ЗАДАЧИ, поставленные перед ПРАВИТЕЛЬСТВОМ.

 Во-первых, необходимо обеспечить потребности населения качественными товарами аграрной и пищевой промышленности.

Во-вторых, важно стабилизировать цены на продукты питания и товары первой необходимости. Это особенно важно в межсезонье.

В-третьих, необходимо повысить продуктивность отечественного производителя и снизить потери его продукции.

В-четвертых, и пятых, необходимо развивать эффективную логистику сельхозпродукции и расширять экспортные каналы ее реализации.

Мы должны понимать, что затраты на хранение и логистику казахстанских товаров должны стать не «бременем» при их поставке как на внутренний, так и на внешние рынки, а превратиться в наше конкурентное преимущество.

Современное состояние продовольственной безопасности характеризуется, во-первых, недостатком качественной инфраструктуры для долгосрочного хранения. Это увеличивает издержки сельхозпроизводителя.

Во-вторых, отсутствие координации объектов торгово-логистической инфраструктуры между собой усложняет путь товара к потребителю.

В-третьих, старые форматы торговой инфраструктуры не позволяют эффективно распределить продукцию и стабилизировать цены на долгосрочный период.

Вместе с тем, дорогостоящая и не эффективная транспортно-логистическая система страны вызывает дополнительные трудности в полном раскрытии транзитных возможностей и экспортного потенциала.

 Причина необходимости создания системы хранения и реализации продуктов, производимых в стране, связана с большими затратами производителей.

По данным Министерства сельского хозяйства дефицит по стране овощехранилищ составляет порядка 70%, а в некоторых регионах эта цифра достигает 90%.

Это приводит к большим потерям продукции и невозможности ее хранения в течение длительного периода.

К примеру, потери овощей и фруктов составляют порядка 19%, мяса и молочной продукции – 5%. Это означает, что все расходы, понесенные предпринимателем из-за потерь, ложатся на конечную стоимость продукции.

Что касается торговой инфраструктуры, то в настоящее время в стране насчитывается 750 торговых рынков, большая часть которых (51%) является нестационарными.

Следует отметить, что фактически ни один из рынков не соответствует современным требованиям.

Современные разгрузки, позволяющие быстро загружать товары (сейчас его называют «кросс-док») и отсутствие температурных складов, оказывают непосредственное влияние на цену.
И конечно же на действующих рынках нет информационной системы по отслеживанию товаропотоков.

При этом, механизм доступа производителей к прилавкам создает основу искаженного ценообразования, несправедливых торговых наценок и необоснованного роста цен в определенные периоды.

Ажиотаж при введении карантина в наших городах наглядно оголил эти проблемы.

Для срочного, в тоже время системного решения существующих проблем предлагается создать национальную товаропроводящую сеть, состоящую из единого комплекса оптово-распределительных центров.

Данная экосистема создаст отдельный экономический кластер, который приблизит производителя к потребителю, а также «вольется» в торговую инфраструктуру республики, образуя единый механизм.

 Ядром системы станут оптово-распределительные центры, классифицированные по функционалу торговли и распределения.

Оптово-распределительные центры будут предлагать специализированные услуги, начиная от хранения и переработки до распределения и сбыта продукции.

Данная инфраструктура позволит выстроить эффективные транспортно-логистические каналы для ключевых направлений поставок продукции. Также будут осуществляться экспортно-импортные операции в страны ЕАЭС, ЦА и Китай, что расширит рынки сбыта.

Сеть оптово-распределительных центров станет связующим звеном между основными участниками товаропроводящей системы и объединит в один кластер производителей, ретейлеров, поставщиков.

Исходя из модели товаропроводящей системы и консультаций с мировыми и региональными экспертами (АБР, Делойт, российский 3PL-оператор Адмирал и др.), определены четкие параметры и характеристики каждого звена предлагаемой товаропроводящей сети.

Оптово-распределительные центры являются элементами единой системы, в связи с чем их распределение по типам и функционалу является наиболее эффективным.

Планируется выстроить сеть оптово-распределительных центров во всех регионах страны, которая охватит цепочку товародвижения от производителя до полки.

Создание товаропроводящей системы предлагается реализовать в 3 этапа.

 На первом этапе планируется строительство
5 оптово-распределительных центров, ориентированных на хранение сельскохозяйственных товаров, в Павлодарской, Алматинской и Туркестанской областях.

В них мы хотели бы «поймать» осенний урожай текущего года на объектах общей мощностью 600 тыс. тонн.

Этим и обусловлено применение бюджетного механизма.

В последующие два этапа, учитывая ограниченные возможности республиканского бюджета, а также масштабы оптово-распределительных центров, эффективным способом привлечения инвестиций является применение механизма ГЧП.

Общая стоимость реализации проекта составляет 237,5 млрд. тенге (в том числе I-ый этап – 30,0 млрд. тенге, II-ой этап– 60,0 млрд. тенге, III-ий этап– 147,5 млрд. тенге).

Создание товаропроводящей системы, позволит привлечь и обеспечить рабочими местами порядка 10,5 тыс. специалистов, в том числе на период строительства 4,2 тысяч, эксплуатации объектов
6,3 тыс. специалистов.

Для строительства объектов будут привлекаться отечественные проектные и строительные компании.

В целом, разработаны и предлажены механизмы полного ввода к 2022 году мощностей в общем объеме 4,8 млн. тонн в год.

Это полностью покроет дефицит мощностей и создаст условия для последующей экспортной экспансии.

комбайн

 По линии МСХ РК

Имеющаяся сырьевая база не обеспечивает равномерные поставки качественного сырья в течение года из-за неразвитости торгово-логистической системы, практически отсутствуют объекты по предпродажной подготовке товара (мойка, фасовка, сушка, калибровка и транспортировка и т.д). В целом недостаточный уровень интеграции в систему сбыта сдерживает развитие отечественного производства.

В отдельных регионах недостаточно развита складская инфраструктура по хранению плодоовощной продукции и пищевых продуктов.

По предварительным данным акиматов в республике насчитывается 1249 единица плодо-овоще-картофеле-хранилищ с общей емкостью 1 908,3 тыс. тонн, что недостаточно для обеспечения хранения произведенной продукции. При объеме производства картофеля, капусты, моркови, лука, свеклы в 2019 году в 6,7 млн тн (рост 5% по сравнению с 2018 годом) и потребности хранения овощей до следующего урожая как для внутреннего потребления, так и экспорта – необходимо иметь специализированных мощностей порядка 2,8 млн тн.

Со своей стороны Министерство сельского хозяйства принимает меры по увеличению объемов производства овощей и фруктов за счет внедрения новых технологий, развития питомниководства, использования качественных семян и саженцев, расширения площадей орошаемых земель, использования современных поливных машин, а также развитию, расширению и модернизации емкостей хранения овощей, фруктов и картофеля, что является неотъемлемой частью торгово-логистической инфраструктуры.

Для стимулирования предпринимателей к строительству овощехранилищ Министерством предусмотрены инвестиционные субсидии в размере 25%, а также льготное кредитование по программе экономики простых вещей.

Недостаточный уровень развития торгово-логистических центров, торговых сетей современного формата, оптово-распределительных и логистических центров оказывает негативное влияние на координацию и оптимизацию движения потоков продовольственных товаров. В итоге присутствует большое число посредников.

Развитие торгово-логистической инфраструктуры путем создания сети оптово-распределительных центров обеспечит снижение потерь произведенной сельхоз продукции после сбора урожая, исключение непродуктивных посредников, доступ сельхозпроизводителей к торговым сетям,  увеличение сбыта продукции сельского хозяйства как на внутреннем рынке, так и в экспортном направлении.