Шукеев: «Впервые вопрос обеспечения продовольственной безопасности планируется решить комплексно» | Foodindustry.kz

Шукеев: «Впервые вопрос обеспечения продовольственной безопасности планируется решить комплексно»

В Мажилисе 28 мая состоялся «правительственный час», где обсуждался вопрос «О внесении изменений и дополнений в Государственную программу развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017–2021 годы».

С докладом выступил заместитель премьер–министра – министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев.

Ниже приведен полный текст доклада заместителя премьер–министра – министр сельского хозяйства РК.

«Глава Государства в Послании народу Казахстана поставил перед агропромышленным комплексом страны амбициозную задачу за 5 лет увеличить производительность труда и объем экспорта переработанной продукции в 2,5 раза.
Решение этой задачи требует совершенно новых подходов в развитии отрасли»,- отметил он.

Произвести продукцию само по себе трудная задача, но еще труднее ее реализовать. Сегодня из 30 основных видов продтоваров по 25 обеспеченность составляет 80 и более процентов, а по некоторым более 100%. Внутренний рынок уже насыщен этой продукцией. Исключение составляют мясо птицы, яблоки, сыры и творог, колбасные изделия и рыба, по которым мы импортозависимы.

Поэтому определены позиции, по которым Казахстан имеет высокий экспортный потенциал. Это, прежде всего мясная продукция, в том числе говядина и баранина.

Анализ показал, что по этим видам продукции при соответствующей поддержке экспортная выручка может составить 2,4 млрд. долл. (объем производства говядины и баранины увеличится с 600 тыс. тн до 1,6 млн. тн).
В Казахстане есть ключевые факторы для успешного развития мясной отрасли: пастбищные угодья, орошаемые пашни, рабочая сила и кочевое прошлое.

Кроме того ряд стран Азии и Ближнего Востока (Китай, Иран, Саудовская Аравия, Вьетнам) представляют собой привлекательные экспортные рынки со стабильным ростом импорта говядины и ягнятины. Соответственно оба наших соседа Россия и Китай являются крупными импортерами.

Также определены позиции, по которым на внутреннем рынке есть свободные ниши и надо избавиться от импорта. Это – молочная продукция, мясо птицы, плоды и овощи. Здесь потенциал дополнительного производства более чем 1 млрд. долл. (мясо птицы — со 180 до 740 тыс. тн, увеличение молочной продукции на 1 млн. тонн).

В целях увеличения производства этой продукции и наращивания экспорта необходимо было пересмотреть подходы развития этих отраслей, повысить доступность финансирования. Причем, учитывая длительные периоды окупаемости, меры и финансирование должны были быть предусмотрены на более длительные сроки, чем сама Госпрограмма.

Параллельно для исполнения поручения Главы государства необходимо решить некоторые вопросы межотраслевого и межведомственного характера. Это — налогообложение субъектов АПК, техрегулирование, торгово-логистическая инфраструктура, поддержка экспорта, развитие сельских территорий и социальной инфраструктуры на селе.

Учитывая эти факторы, мы пересмотрели Госпрограмму. На основе ключевых показателей и мероприятий программы в соответствии со стандартами проектного управления разработаны долгосрочные отраслевые программы с периодом реализации 10 и более лет по основным направлениям АПК.

Это программы развития мясного и молочного животноводства, птицеводства, орошаемых земель.

Почему с периодом более 10 лет? Потому что биологический цикл в животноводстве от рождения теленка до нетели составляет 27 месяцев, почти 2,5 года, получение приплода и выращивание займет еще 7 месяцев и финишный откорм животного составит 6 месяцев. Это в среднем 3,3 года. А срок продолжительности продуктивной жизни коровы составляет 10 лет. Поэтому бизнес в мясном скотоводстве нельзя планировать на короткие сроки.

Также отличием программы является то, что они разрабатывались с непосредственным участием агробизнеса. И сегодня они сами доложатся об этих программах. Это подтверждает, что они верят в успех этой программы.

Таким образом, Госпрограмма будет предусматривать решение основных концептуальных вопросов отрасли и связанных с ними смежных направлений, таких как цифровизация АПК, техрегулирование, налогообложение, сельские территории. И будет своего рода открытой платформой, на которую будут нанизываться отраслевые и смежные программы как часть Госпрограммы.
Все задачи и меры вышеуказанных отраслевых и смежных программ будут в свою очередь декомпозированы в региональные программы развития АПК с учетом специфики соответствующего региона.

Как это будет работать вы видите на слайде.

Будет создан Управляющий совет Госпрограммы, который возглавлю я, и в его состав войдут некоторые члены Правительства.

Управляющему совету будет дано право утверждать Долгосрочные отраслевые и смежные программы.
Также будет создан Экспертный совет и Офис управления Госпрограммой. В состав Экспертного совета войдут депутаты и представители неправительственных организаций, а также ФАО, АБР, ЕБРР и представители таких компаний как: McKinsey&Company и BCG.

Проектный подход позволит решить проблему бюрократических барьеров при разработке и согласовании программных документов, а также обеспечит гибкость принятия решений.

Кратко о некоторых отраслевых программах.

Основу Программы развития мясного животноводства составят небольшие хозяйства в виде семейных ферм и будет выстроена в форме якорной кооперации, состоящих из фермерских хозяйств по выращиванию КРС, промышленных откормочных площадок и современных мясоперерабатывающих комплексов. Здесь внедрен опыт Америки и Австралии.

Предусматривается создание более 80 тыс. семейных ферм, занятых скотоводством, овцеводством и коневодством, расширение площади используемых пастбищ с 58 млн. га до 100 млн. га, увеличение поголовья КРС до 15 млн. голов, овец до 30 млн. голов.

Для участников проекта будут предложены отдельные условия поддержки: приоритетное выделение земельных участков, льготное кредитование фермерских хозяйств на закуп поголовья, приобретение техники и оборудование, создание инфраструктуры пастбищ.

Программа молочного животноводства будет также выстроена по принципу якорной кооперации состоящей из семейных ферм по производству молока, промышленных молочно-товарных ферм и современных молзаводов. Планируется довести количество семейных ферм с 380 до 930, крупных МТФ с 108 до 170 и молзаводов с 163 до 174. Для участников проекта также будут предложены отдельные меры поддержки. В результате ставится задача увеличить объем производства молока на 1 млн. тонн.

В рамках Программы развития птицеводства предусматривается строительство новых, проведение реконструкции и модернизации действующих предприятий, а также повышение продуктивности мясной и яичной птицы.

В результате реализации программы объем производства мяса птицы будет увеличены в 4 раза или на 560 тыс. тонн (с 180 до 740 тыс. тонн), из них на экспорт 150 тыс. тонн; яйца пищевого в 1,5 раза или на 2,5 млрд. яиц (с 5 млрд. шт. до 7,5 млрд. шт.), из них экспорт 1,5 млрд. шт.

Это что касается животноводства.

Анализируя факторы, влияющие на повышение производительности труда в растениеводстве определен перечень основных: это–наличие качественных семян, техническая оснащенность, точное земледелие, применение удобрений и средств защиты растений, диверсификация, введение в оборот орошаемых земель. С учетом этих факторов предусмотрены системные меры.

Семеноводство. Сегодня основная часть сельхозпроизводителей не приобретает семена для посева в связи с отсутствием оборотных средств и использует собственные семена практически массовых репродукций.

В этой связи, в текущем году будет введен новый механизм субсидирования семеноводства, предусматривающий 100% возмещение расходов фермеров на приобретение семян по установленным нормам.

При этом государство возмещает семеноводческим хозяйствам полную стоимость элитных семян или семян 1 репродукции отпущенных фермеру. Поэтому не надо собирать множество документов для получения субсидии.

В свою очередь сельхозник после уборки урожая возвращает 30% полученных субсидий в Фонд развития семеноводства (предположительно АО «КазАгроГарант»).

Фонд развития семеноводства, аккумулируя возвратные денежные средства, будет направлять их на финансирование приобретения и модернизации основных средств (техники и оборудования) для аттестованных производителей семян на очень мягких условиях (2-3%).

Следующий приоритет — это повышение технической вооруженности. Это задача будет решаться за счет субсидирования процентной ставки по лизингу и объемов инвестсубсидирования. Таким образом, постепенно наращивая эти меры поддержки, к 2022 году мы рассчитываем обеспечить объем инвестиций предпринимателей в технику до 273 млрд. тенге. Благодаря этим мерам за 5 лет парк сельхозтехники будет доведен до оптимального уровня, что позволит в последующие годы достичь нормативного темпа обновления на уровне 6% в год. С нынешнего года в рамках инвестсубсидирования процент возмещения составит 25%.

В рамках внедрения элементов точного земледелия, к которым относятся электронные карты полей, точные метеоданные, сенсоры и датчики, космомониторинг и другие решения, разработаны экономические модели внедрения точных технологий для разных типов хозяйств. И теперь на базе университетов, НИИ и опытных хозяйств будет организовано эффективное обучение и тиражирование этих технологий.

Внедрение таких технологий позволит за счет точного высева, дифференцированного внесения удобрений, средств защиты и сокращения издержек повысить эффективность производства в среднем на 15%.

Развитие орошаемого земледелия. Сегодня занимая всего 7% от общей площади посевов 21,9 млн. га, орошаемые земли дают более 40% стоимости продукции растениеводства. Это подтверждает эффективность введения их в оборот. В рамках Госпрограммы предусматривается доведение общей площади орошаемых земель до 2 млн. га.

В рамках соответствующей долгосрочной отраслевой программы планируется дополнительно вовлечь в оборот 1,5 млн. га новых орошаемых земель, доведя площади до 3,5 млн. га. Таким образом, доля орошаемых земель в общей посевной площади составит 16%, а объем валовой продукции на уровне 2,4 трлн. тенге. Мы должны понимать, что поливное земледелие это не только овощи и фрукты, это еще гарантированные корма для животноводства.

В целом в проекте Госпрограммы помимо концептуальных вопросов планируется реализовать ряд новых системных мер. Их вы можете увидеть на слайде.

Впервые вопрос обеспечения продовольственной безопасности планируется решить комплексно по следующим направлениям: физическая доступность, экономическая доступность, пищевая безопасность в соответствии с методикой ФАО. Индикаторы, которые планируется достичь вы видите на слайде.

Доступность финансирования для субъектов АПК будет решаться за счет 8 конкретных мероприятий.

Это — восстановление субсидирования процентной ставки; совершенствование инвестсубсидирования; внедрение аграрных расписок; повышение эффективности субсидий; фондирование финансовых институтов через КазАгро; совершенствование агрострахования; развитие системы кредитных товариществ; развитие институтов гарантирования.

Уважаемые депутаты! Внедрение некоторых инструментов требует внесения изменений и дополнений в законодательство. И здесь я хотел бы Вас поблагодарить за инициирование соответствующих поправок. Благодаря Вашей поддержке мы сможем внедрить новые инструменты уже в следующем году.

В рамках повышения эффективности господдержки планируется сокращение неэффективных субсидий. Мы видим – жизнь не стоит на месте и существующие на сегодня меры господдержки требуют кардинального пересмотра. Их надо не только максимально упростить и автоматизировать. Прежде всего, субсидии должны стимулировать внедрение новых технологий и увеличение производительности.

Поэтому планируется сократить субсидии, которые напрямую искажают ценообразование и относятся по методике ВТО к «желтой» корзине. К таким надо отнести погектарную поддержку, субсидирование на единицу продукции в животноводстве (кг, литр, голов). С 2019 года такие субсидии будут полностью исключены в растениеводстве и с 2020 года в животноводстве.

Эти средства будут направлены на такие финансовые инструменты как возмещение процентной ставки, инвестсубсидирование, агрострахование, система кредитных товариществ, институт гарантирования, которые более того, требуют еще дополнительного финансирования.

Поэтому, здесь я хочу особенно отметить, что никаких сокращений субсидий не будет. Наоборот мы планируем наращивать объемы поддержки по финансовым инструментам. Есть поручение Главы государства «Увеличить к 2020 году объем господдержки сельского хозяйства в 4,5 раза» (Послание от 14 декабря 2012 года Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства).

Тем более, что у нас есть куда наращивать объёмы поддержки. Ежегодный объем субсидирования (2015 г – 180,8 млрд. тенге, 2016 — 220,7 млрд. тенге, 2017 г. – 260,5 млрд. тенге, 2018 г. – 227,6 млрд. тенге), в среднем составляет не более 4-5% от валовой продукции сельского хозяйства, что существенно ниже допустимого уровня, 8,5%, в рамках ВТО, а также значительно ниже по сравнению со странами-партнерами ЕАЭС. Так, в 2015 году объем государственной поддержки по линии «желтой корзины» в Республике Беларусь составил 1,5 млрд. долл. или 7,5%, в России 3,3 млрд. долл. или 29,4% (по информации ЕЭК).

Будет проведена работа по реформированию аграрной науки и преимущественно настроив ее на внедрение существующих в мире новых технологий, а не на изобретение сортов и пород животных. Предстоит преодолеть оторванность науки от реального производства.

В этом году впервые бизнес-ассоциации участвовали в принятии решений о финансировании научных тематик исследований, предлагаемых к разработке на предстоящие три года.
По поручению Главы государства аграрным высшим учебным заведениям планируется присвоить статус исследовательских.
Финансирование аграрной науки планируется довести до 1 % от объема валовой продукции сельского хозяйства в 2030 году, в том числе до 0,5 %в 2021 году.

Цифровизация АПК будет идти параллельно по двум блокам. Это все, что касается госсектора, включая госуслуги, контроль, субсидии. А также то, что улучшает производственно-технологический процесс непосредственно в производстве. На земле и на ферме. Это целый ряд конкретных проектов с конкретными результатами и сроками.

Таким образом, цифровизация в АПК с одной стороны повышает эффективность деятельности Министерства, а с другой стороны снижает административное давление на агробизнес.

И в заключение, в проекте Госпрограммы предусмотрен комплекс мер по развитию сельских территорий, который будет реализован посредством разработки смежных с АПК программ.

Уважаемые депутаты! Благодарю за внимание!
Я уверен, с Вашей поддержкой, мы выполним поставленные перед агропромышленным комплексом Главой государства задачи».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *