Рынок сырого молока РК недопитан субсидиями в 5 раз | Foodindustry.kz

Рынок сырого молока РК недопитан субсидиями в 5 раз

21 ноября 2022 года в Алматы состоялся экспертный совет по качеству молока.

dairy farm

Эксперт Сауле Жанкина одной из основных десяти задач молочной отрасли назвала Оценку готовности государственных лабораторий к контролю соответствия молока и молочной продукции в РК Техническому Регламенту Таможенного Союза 021 и 033.

«В стране наблюдается демографический спад сельского населения, который приводит к сокращению количества поставщиков сырого молока и увеличению размера средней молочно-товарной фермы (за 15 лет количество фермеров-производителей молока уменьшилось практически в 10 раз до 6000 хозяйств, при этом валовое производство молока-сырья снизилось всего на 15%»,- отмечает она.

По ее мнению, опыт Европы, в частности Хорватии, создавшей систему разделения административно-управленческих и контрольно-надзорных функций внутри органов государственной власти, особенно выделение Инспекционных служб в отдельное ведомство, позволяет избежать конфликт интересов в рамках отдельных министерств и обеспечивает повышенную объективность и эффективность государственного контроля безопасности сырья и готовой продукции.

Опыт Хорватии

Хорватия начала подготовку к вступлению в ЕС еще в 2002 году, а после вступления пользовалась переходным периодом – в общей сложности процесс выхода отрасли на нынешние показатели составил более 15 лет.

Казахстан же имел переходный период для внедрения требований ТР ТС в молочной отрасли только на два года в 2019. С 1 января 2020 года еще 5 лет для осуществления перехода на ТР ТС.

Наряду с характерными особенностями системы сбора и переработки молока, а также контроля, следует отметить ряд общих моментов в Хорватии и Казахстане, в частности:

✓В обеих странах функции ветеринарного надзора и контроля безопасности сырья и готовой продукции четко разделены между ветеринарными и санитарными службами

✓В обеих странах существуют союзы переработчиков молока, а производители объединяются в рамках палат сельхозпроизводителей

✓Обе страны импортируют молочное сырье и экспортируют готовую продукцию их соответствующих союзов

✓В обеих странах наблюдается демографический спад сельского населения, который приводит к сокращению количества поставщиков сырого молока и увеличению размера средней молочно-товарной фермы (за 15 лет количество фермеров-производителей молока уменьшилось практически в 10 раз до 6000 хозяйств, при этом валовое производство молока-сырья снизилось всего на 15%).

Система разделения административно-управленческих и контрольно-надзорных функций внутри органов государственной власти, особенно выделение Инспекционных служб в отдельное ведомство, позволяет избежать конфликт интересов в рамках отдельных министерств и обеспечивает повышенную объективность и эффективность государственного контроля безопасности сырья и готовой продукции.

100% контроль всех сдаваемых партий сырого молока и надежная система прослеживаемости (тотальная регистрация образцов) практически исключают попадание в готовую продукцию сырья, не соответствующего стандартам безопасности и качества ЕС и Хорватию.

Роль Центральной лаборатории, осуществляющий контроль качества молока-сырья, кормов и меда, в независимой и прозрачной оценке качества молока- сырья. Система информирования о результатах исследований образцов молока-сырья исключают подмену или корректировку результатов исследований.

Простые и четкие критерии безопасности и качества (уровень бакобсемененности и количество соматических клеток) вместе с трехуровневым подходом к коррекции нарушений поставщиками обеспечивает как недопущение на рынок продукции недобросовестных производителей, так и возможность своевременного исправления временных недостатков.

Со-финансирование стоимости лабораторных анализов в размере 50% значительно смягчает расходы фермеров и предприятий на контроль безопасности продукции и способствует росту конкуренции среди них, в том числе и в отношении качества молока-сырья, поскольку результаты анализов используются для определения его цены на переработку.

Компенсация инвестиций мерами финансовой поддержки ЕС в размере 55-70% позволяет первичным производителям, соответствующим критериям отбора, совершенствовать технологии и оборудование, а значит – и повышать безопасность и качество молочного сырья. Крайне важен акцент государственной поддержки именно фермерам, молоко-сырье которых соответствует требованиям по качеству и безопасности.

Заслуживает внимания опыт создания системы распространения знаний (эстеншн), осуществляющий комплексную поддержку первичных производителей, особенно мелких и средних фермеров, и обучение наилучшим практикам производства и безопасности. Взаимодействие лаборатории и службы эстеншн – реагирование на образцы проблемных хозяйств и возможность реализации корректирующих действий со стороны фермера. Наличие обязательных образовательных и повышающих квалификацию курсов для фермеров, без прохождения которых государственная поддержка не возможна. Дополнительные факультативные курсы повышения квалификации для фермеров. Высокая роль образования (в виде специализированных курсов для фермеров) на пути улучшения качества молока-сырья.

milk cows

Что делать в Казахстане

Жанкина также предлагает внедрить как в ЕС со-финансирование стоимости лабораторных анализов в размере 50%. Это значительно смягчает расходы фермеров и предприятий на контроль безопасности продукции и способствует росту конкуренции среди них, в том числе и в отношении качества молока-сырья, поскольку результаты анализов используются для определения его цены на переработку.

По ее данным, по результатам «стресс-теста», который проводили в конце 2019 года, 50% товарного молока, поступавшего на переработку, не соответствовало требованиям техническому регламенту таможенного союза, который должен был вступить в силу 1 января 2020-го. В результате Казахстан отложил переход на технический регламент на пять лет. При этом «дорожная карта» перехода к соответствию техрегламенту стала результатом запроса бизнеса, а не государства.

«Представители властей, которые по идее должны быть в первую очередь заинтересованы в развитии отрасли, участвовали в обсуждении «дорожной карты», но больше напоминали зрителей в партере театра. Первой задачей «дорожной карты» было создание объективной, актуализированной, оперативной и прозрачной системы мониторинга здоровья молочного КРС. Но наши контролирующие органы очень неохотно делятся информацией. Любые антибиотики — что для человека, что для животных — должны протоколироваться. До 1 млн людей в год погибает в мире от невосприимчивости к антибиотикам. Что мы будем делать по мере приближения к 2025 году — ясности нет. Некоторые уже задаются вопросом, дадут ли Казахстану новую отсрочку. Будет ли что-то делать государство — или как обычно, будем жить по инерции?», вопрошает она.

Сауле Жанкина также предложила поднять вопрос на комиссии ЕАЭС о создании фонда, возможно с банками ЕБРР и АБР по аналогии с фондами ЕС.

«55-70% финансовой поддержки для приведения своей системы в соответствие новым стандартам Хорватия получала от ЕС. То есть Евросоюз сам был заинтересован в том, чтобы хорватские хозяйства стали более качественными. Можно ли проводить аналогии с Казахстаном, у которого тоже есть сильный международный партнер? При этом для получения инвестсубсидий в Хорватии достаточно сдавать от 50 кг молока в день. Это у нас в Казахстане гигантомания — требование от 1 тонны. Нужно снижать эту планку, если мы хотим, чтобы фермеры развивались, а не выпрашивали постоянно. Плюс, если мы говорим об устойчивом развитии, нужно поднимать субсидии. Сегодня господдержка на тонну произведенной продукции в Казахстане составляет 5,5 доллара. В России — 24 доллара. То есть Казахстан недопитан субсидиями почти в 5 раз», приводит данные эксперт.

Как она отметила, в Казахстане субсидии оказались совсем неэффективные.

«Необходимо обеспечить программы эффективными мерами поддержки. Дешевые кредиты-2%, субсидии на инвествложения- 50% и выше. Субсидии на голову при достижении определенного надоя на 1 КРС- по видам пород. Например, красная степная от 2800 литров в год и так далее. Субсидирование анализов молока на предмет безопасности», — перечислила она.

Также важно четкое деление обязанностей ветеринаров и санврачей, что позволяет бизнесу четко понимать требования. Ветеринария контролирует процесс от коровы до упаковки. Санврачи заходят в торговлю и контролируют готовую продукцию и на предприятия не выходят.

«В чем минус частного производства? В тех регионах, где предпочитают домашнее молоко — в первую очередь это Шымкент и Алматинская область, — более высокая заболеваемость туберкулезом. По борьбе с этим заболеванием проводятся большие программы, вакцинация. И все равно проблема сохраняется. По уровню заболеваемости Казахстан занимает в мире 86-е место из 208 стран. Но домашнее молоко должно существовать. В той же Хорватии оно продается на рынках, но там на ценнике указана не только стоимость, но и главные показатели, соответствие стандартам. Так что не надо пугать людей домашним молоком. Просто сейчас даже у контролирующих органов нет понимания, по каким стандартам его оценивать. Главное, чтобы любая продукция — домашняя или заводская — соответствовала стандартам безопасности. Правила должны быть одинаковыми для всех», отметила Сауле Жанкина.

По ее мнению, также важна оцифровка всех заводов. Прежде чем начать лечить больного, ему назначают анализы.

«Так же и с молочным сектором: оцифровка заводов — отправная точка к реализации программы развития. Когда у нас будут все показатели по сырьевой базе, оснащенности, загруженности мощностей, квалификации кадров, тогда и поймем комплекс проблем, которые нужно решать», заключила эксперт.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *