Новости

Профильные ассоциации: Обязательная цифровая маркировка пищевой продукции приведет к ее удорожанию

Подорожание продуктов более чем на 10% прогнозируют производители в случае введения обязательной маркировки в рамках ЕАЭС.

Представители бизнеса Казахстана выступили против принятия инициативы по внедрению обязательной цифровой маркировки продовольственных товаров. Отказ от внедрения маркировки выразила группа профильных ассоциаций пищевой промышленности и малого бизнеса  cтраны.

Инициатива обозначения определенных категорий продукции уникальными цифровыми контрольно-идентификационными знаками была выдвинута еще в 2014 году Российской Федерацией. Наносить электронные коды на потребительскую упаковку в рамках Таможенного союза предложили в качестве обеспечения контроля над оборотом товаров.Инициаторы ожидали снижения контрафактной и контрабандной продукции на рынке, а также повышения собираемости налогов.

Обратной стороной благих намерений данного проекта будет высокая стоимость его внедрения для казахстанского рынка, ставящая под сомнение целесообразность его реализации. О том, чем грозит данная инициатива жителям Казахстана,поделились представители бизнес-ассоциаций.

Так, например, Динмухамед Айсаутов, представитель Молочного союза РК по южному региону, привел данные о колоссальных затратах участников всей цепи поставки товаров к потребителю: «ежегодные расходы только на контрольно-идентификационные знаки на молочную продукцию могут составить более 3 млрд. тенге при цене за штуку кода – 3 тенге. Казахстан не производит оборудование по нанесению маркировки.Это значит, что мы будем вынуждены спонсировать своими деньгами чью-то экономику».

Его поддержала Исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков соков Мамытбаева Алия. Так, согласно предварительным подсчетам экспертов ориентировочная стоимость комплекта оборудования и программного обеспечения составит:Для  крупного производителя с  5 и более производственными линиями — от 128,4 млн. тг.  до 428,4 млн. тенге. Для среднего  производителя с  2 — 3 производственными линиями — от  51,6 млн. тг до 171,6 млн. тг. Для малого производителя  — штучное производство, объемом до  10-20 тыс. единиц продукции в год (при отсутствии производственных линий) — от  1,6 млн. тг. Для дистрибьютора — от 3,72 млн. тенге.

Его поддержал Нурсадык Абишев, президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана, который дополнил список затрат еще одной цифрой: «только существующие торговые точки должны будут докупить сканеры, считывающие цифровой код с упаковки, на общую сумму 5 млрд.тенге. Вместо того чтобы вкладываться в отечественное производство, мы планируем заставить всех поддерживать китайских производителей каких-то гаджетов…» Он также отметил, что больше всего рисков возникнет у малого бизнеса страны из-за снижения его конкурентоспособности.

Участники встречи, ориентируясь на Российские данные, посчитали, что стоимость контрольно-идентификационных знаков, наносимых ежегодно на 7 категорий товаров, составит 19 млрд. тенге и будет превышать весь собираемый в стране налог на землю (по данным комитета по статистике РК, земельный налог в 2018 году составил 17 млрд. тенге).  

Другими последствиями в долгосрочной перспективе эксперты называли снижение инвестиционной привлекательности республики из-за нового нетарифного барьера для движения товаров, существенное повышение потребительских цен на товары, а также срыв государственных программ развития производства в стране. Стоит отметить, что внедрение цифровой маркировки товаров на все товары не производится ни в одной стране мира.

Для организаций по защите прав потребителей очевидна неэффективность обязательной маркировки как инструмента обеспечения качества и безопасности товаров. Перечень товаров подлежащих нанесению платного цифрового кода свидетельствует о том, что цель лоббистов получать доход от ежедневных покупок миллионов потребителей, при этом данные об эффективности маркировки в 2018 и 2019 годах, так и не опубликованы.

«По сути это частный налог в пользу одной компании, который оплачивают потребители и серьезный технический барьер в торговле для десятков тысяч малых и средних компаний», — заявил Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

Для внедрения маркировки производителей хотят обязать приобрести и установить промышленные принтеры, серверы и использовать защищенные каналы связи, через которые централизованно будут передаваться миллионы цифровых кодов, которые необходимо будет также приобретать.

В Российской Федерации стоимость одного кода составляет 50 копеек (без НДС). Сколько будут стоить коды в Казахстане, пока неизвестно, однако расчеты бизнесменов показывают, что при стоимости одного кода в 3 тенге, вместе с закупом необходимого оборудования, может привести к удорожанию товаров более чем на 10%.

На данный момент проводится «пилотное»внедрение маркировки в отраслях: производство табачных изделий, меховых изделий и обуви, а также фармацевтических препаратов. Список индустрий Минпромторга РФ не так давно пополнили:производство автомобильных шин, парфюмерии и молочных продуктов. Российская Федерация планирует охватить цифровой маркировкой все товары до 2024 года. Казахстан пока лишь частично присоединился к пилотным проектам, однако тенденция показывает, что подобный сценарий коснется и остальных отраслей, включая пищевую.

Группа ассоциаций (Ассоциация прямых продаж Казахстана, Ассоциация производителей масложировой продукции, Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков, Молочный союз Казахстана, Ассоциация торговых предприятий Казахстана, Пивной союз РК, Ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности) категорически против данной инициативы и намерена привлечь к вопросу внимание широкой общественности.

Подробности читайте в следующих материалах.