Продовольственный пояс вокруг Астаны: состояние и перспективы | Foodindustry.kz

Продовольственный пояс вокруг Астаны: состояние и перспективы

В Сенате 28 марта состоялся круглый стол по обсуждению состояния и перспектив создания продовольственного пояса вокруг Астаны.

Как известно, 13 октября 2017 года Правительство утвердило «Дорожную карту по формированию продовольственного пояса города Астана на 2017-2018 годы».

Участники круглого стола обсудили основные проблемные вопросы, связанные с реализацией данной Дорожной карты.
Мероприятие открыл председатель Комитета по аграрным вопросам, природопользованию и развитию сельских территорий Сената Женис Нургалиев.

В ходе круглого стола выступили вице-министр сельского хозяйства Рустем Курманов, заместитель акима города Астаны Малика Бектурова, заместитель акима Акмолинской области Аскарбек Уйсимбаев, заместитель руководителя управления сельского хозяйства Карагандинской области Сырым Бошпанов, директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен» Ербол Есенеев, президент Союза картофелеводов и овощеводов Кайрат Бисетаев, президент Союза птицеводов Руслан Шарипов.

Как отметил директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен» Ербол Есенеев, необходимость создания продовольственного пояса вокруг города Астана впервые была озвучена главой государства в послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики».

По словам Е.Есенеева, у Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» существует ряд вопросов по продпоясу.
Так, целью создания продпояса является обеспечение столицы широким ассортиментом продовольственных товаров в достаточном количестве и по доступной цене.

«Однако ввиду природно-климатических условий в радиусе 300 км от Астаны и отсутствия таких предприятий, отдельные виды продукции невозможно произвести на прилегающей к городу территории, или же произведенная продукция будет неконкурентоспособной»,- сказал представитель НПП.

К примеру, в южных областях (ЮКО, Жамбылская, Алматинская) по сравнению с северными областями (даже с учетом доставки) выращивание овощей закрытого грунта дешевле в среднем на 40%, пояснил он.

«Поэтому продовольственные товары будут и должны поставляться не только из близлежащих к городу 300 км. В этой связи акцентирование внимания на развитии только зоны продпояса не решает проблему обеспечения города достаточным ассортиментом доступных по цене продовольственных товаров»,- считают в «Атамекен».

Основным фактором в обеспечении продовольствием Астаны является развитие регионов в целом, а это развитие всего агропромышленного комплекса, развитие инфраструктуры, создание логистических центров, развитие конкурентоспособных производств, доступ на оптовые рынки и торговые дома и многое другое.

Также, по мнению палаты, необходимо решать проблемы многочисленных торговых посредников, которые добавляя нерегулируемую маржу получают сверхприбыль. Хаотичность товародвижения между регионами, в особенности овощной продукции, приводит к ее удорожанию в разы.

К примеру, согласно статданным в феврале 2018 года цены на огурцы закрытого грунта (теплицы) от производителей южных областей (ЮКО, Жамбыл, Алматы) стоили 380-400 тенге/кг, в то время как на рынках Астаны стояли уже в рознице 800 тенге/кг и более. Такая же ситуация по другим овощам (помидоры от производителей 400-500 тенге/кг, в рознице Астаны – 700-900 тенге/кг).

«При этом затраты на транспортировку не превышают 40-60 тенге на 1 кг. Откуда же тогда такие цены? Вопрос остается открытым»,- отметил Е.Есенеев.

В итоге нарушается экономическая доступность продовольственных товаров для потребителей.

«Решением вышеуказанных проблем является принятие мер по созданию сети оптово-распределительных центров (далее – ОРЦ), которые будут решать задачу продпояса — обеспечение основными отечественными продовольственными товарами города Астаны»,- считают в НПП.

Е.Есенеев озвучил следующие ожидаемые результаты в итоге:
1. координация и оптимизация движения материальных потоков с целью максимального использования эффекта экономии на издержках, связанных с процессом товародвижения;
2. учет логистических издержек на всех этапах товародвижения;
3. организация информационных систем управления материальными потоками;
4. сокращение числа посредников, с соответствующим снижением цен до 30%;
5. сокращение затрат на хранение – до 25-30%;
6. консолидация поставок нескольких поставщиков в процессе одной транспортировки с целью минимизации транспортных расходов – до 50%;
7. создание высокого уровня обслуживания;
8. поддержание оптимального ассортимента продукции при ограниченных оборотных средствах;
9. использование классификации товарных запасов;
10. сертификация продукции;
11. возможность непосредственной связи товаропроизводителя (поставщика) с продавцом.