творог
Новости

Правительство утвердило Комплекс мер антиинфляционного реагирования

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Президента РК Касым-Жомарта Токаева «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны».

Общенациональный план состоит из 102 мероприятий по 7 направлениям и 5 инициативам, направленных на повышение благосостояния казахстанцев.

По линии МНЭ РК

Глобальная пандемия стала беспрецедентным макроэкономическим шоком, оказывающим давление на инфляционные процессы во всем мире.

Под влиянием таких трендов, как разрыв в логистических цепочках, структурные изменения в спросе, экспансионные монетарные и фискальные программы поддержки экономики и т.д. сегодня рост инфляции наблюдается во всем мире.

В результате, международные финансовые организации прогнозируют в 2022 году ускорение инфляции во всем мире до 3,9%.

В Казахстане в августе текущего года ежемесячный рост инфляции составил 0,5%.

Под влиянием сезонных факторов и эффекта отложенного спроса возрос вклад роста цен на платные услуги и непродовольственные товары.

В этой связи, рост цен по платным услугам составил 0,8%, по непродовольственным товарам0,6%, по продовольственным товарам – на 0,1%.

В годовом исчислении инфляция в Казахстане по итогам 8 месяцев составила 8,7% и, согласно исторически сложившейся структуре, более 50% от нее приходится на рост цен на продовольственные товары.

В целях сдерживания роста цен в стране разработан проект Комплекса мер антиинфляционного реагирования на 2021 – 2024 годы.

Проект Комплекса мер состоит из 70 мероприятий по 2-м направлениямоперативные и среднесрочные меры.

Эти меры предусматривают сдерживание роста цен, а также системные меры, направленные на поддержание темпов инфляции в утвержденном целевом коридоре.

  • Первое направление — будут реализованы оперативные меры на 2021 год.
  1. В рамках расширения товарного предложения планируется реализовать 16 мероприятий.

В том числе, организация закупок видов социально-значимых продовольственных товаров и определение потребности производителей, в рамках форвардных договоров и «оборотной схемы».

  1. По аналитическим и организационным мерам запланировано 7 мероприятий.

Это перечень мероприятий предусматривающий скрининг, цифровизацию торговых процессов, мониторинг и анализ недозагруженных и простаивающих мощностей пищевой промышленности.

В том числе, предусмотрено институциональное усиление контроля по координации цен за социально-значимые продовольственные товары.

  1. По регуляторным мерам будет реализовано 10 мероприятий.

В том числе, при необходимости будут введены ограничения на вывоз сырья и материалов, по которым наблюдается дефицит либо рост цен на внутреннем рынке. Также введение запрета на вывоз нефтепродуктов автомобильным транспортом сроком на 6 месяцев и утверждение комплексных тарифов на медицинские услуги.

  1. По антимонопольным мерам предусмотрена реализация 9 мероприятий.

Будут осуществляться мероприятия, направленные на контроль обоснованности торговых надбавок, выявление признаков ценового сговора и ограничение доступа к торгам.

  • В рамках второго направления запланировано 28 мероприятий по среднесрочным мерам до 2024 года.

Данные мероприятия включают в себя меры по обеспечению загруженности стабилизационных фондов, реализации импортозамещающих проектов, также переход от административного регулирования цен и проведение  дезинфляционной денежно-кредитной политики.

В целях эффективной реализации мер антиинфляционного реагирования и мониторинга их исполнения предлагается создать при Министерстве торговли и интеграции постоянно действующий операционный штаб, в состав которого войдут заместители первых руководителей центральных и местных исполнительных органов.

Принятие проекта Комплекса мер антиинфляционного реагирования на 2021-2024 годы приведет к стабилизации цен на социально-значимые продовольственные товары.

По линии НБ РК

В целях исполнения поручения Главы государства по возвращению инфляции в целевой коридор 4-6% в 2022 году Национальный Банк поддерживает принятие мер, направленных, в первую очередь, на стабилизацию немонетарных факторов в рамках Комплекса мер антиинфляционного реагирования.

  • По итогам 8 месяцев т.г. основной вклад в ускорение инфляции внес рост цен на продовольствие, который достиг уровня 11,4%. Для его снижения до 8% к концу т.г.

в соответствии с Комплексом мер Правительством и акимами будут приняты оперативные меры по устранению сезонных шоков и дисбалансов на отдельных рынках, не исключая эффективные временные меры регуляторного характера и антимонопольного воздействия.

Для достижения среднесрочных  целей по стабилизации инфляции, поставленных Главой государства, Правительством будут реализованы инициативы по полноценному насыщению внутреннего рынка со строгим соблюдением баланса производства, экспорта и импорта товаров, повышению производительности АПК и развитию эффективной товаропроводящей системы. Это позволит снизить продовольственную инфляцию до 6% в 2022 году и 5% в 2023-2024 годах.

  • По непродовольственным товарам основным потенциалом сдерживания роста цен обладает рынок ГСМ, который помимо прямого эффекта имеет существенный косвенный эффект на другие товары и услуги.

По согласованию с Правительством РК, мы ожидаем снижения непродовольственной инфляции до 5% в 2022 году и 4% в 2023-2024 годах.

  • Для регулируемых услуг особо важно внедрение предсказуемой и сбалансированной тарифной политики на среднесрочной основе.

Считаем целесообразным, начиная с 2023 года, начать переход от административного регулирования цен на адресную поддержку социально уязвимых слоев населения. Это позволит стабилизировать сервисную инфляцию на уровне 4% в 2022-2024 годах.

Эффективность предлагаемых мер во многом будет зависеть от слаженности и координации работы в регионах.

В ряде областей наблюдается стабильно высокий рост цен с начала т.г. Так, в августе т.г. в 5 регионах инфляция сложилась выше 9%. В этой связи Национальным Банком предложено принять специальные планы стабилизации инфляции для данных областей и провести точечную работу с регионами.

В дополнение к Комплексу мер в среднесрочной перспективе устойчивому снижению инфляции будет также способствовать эффективная реализация Соглашения между Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка о координации мер макроэкономической политики на 2021-2023 годы.

Основными направлениями нашей совместной работы являются дальнейшее снижение ненефтяного дефицита бюджета, увеличение объема несырьевого экспорта товаров и услуг, а также снижение доли импорта в потреблении продовольственных товаров.

В рамках своих полномочий для сокращения избыточной ликвидности в соответствии со Стратегией денежно-кредитной политики до 2030 года Национальный Банк намерен пошагово полностью выйти из государственных программ поддержки экономики до 2025 года.

Национальный Банк продолжит проведение дезинфляционной денежно-кредитной политики для обеспечения стабильности цен. В случае эффективной реализации предложенных со стороны Правительства мер по снижению немонетарных факторов инфляции, Национальный Банк подтверждает свою готовность для принятия решений по смягчению денежно-кредитных условий с учетом достижения стабильности цен.

Считаю, что исполнение поручений Главы государства по вхождению инфляции в целевой коридор 4-6% в 2022 году и

4-5% в 2023-2024 годах будет достигнуто в результате полноценной реализации всего Комплекса мер.

По линии МТИ РК

С начала года цены на социально значимые продовольственные товары выросли на 9,9%.

При этом, за счет насыщения внутреннего рынка отечественными продуктами, за последние две недели цены снизились на 0,5%.

В частности с момента пикового роста цены на картофель снизились на 34%, морковь на 41% или на 122 тенге.

Кроме этого, за неделю капуста и лук подешевели на 0,4% и 0,1% соответственно.

Наибольший рост цен зафиксирован в Туркестанской области на 11,6%, Кызылординской области на 11,3% и Костанайской области на 11,3%.

Наименьший рост цен установился в г. Алматы на 9,5%, Алматинской области на 9,6% и Карагандинской области на 9,7%.

В целях реализации послания Главы государства от 1 сентября т.г. предлагается определить Министерство торговли и интеграции в качестве основного ответственного госоргана, который будет осуществлять единую координацию в вопросах сдерживания роста цен на социально значимые товары.

Также, Министерством разработан проект Регламента взаимодействия между отраслевыми государственными органами и организациями госорганов по вопросам стабилизации цен на продукты питания, который требует утверждения на ближайшем заседании Правительства РК.

В целях проведения более качественной и эффективной систему мониторинга и прогнозирования потоков и цен на продовольственные товары предлагаем следующие институциональные усиления Министерства.

В рамках данной инициативы необходимо объединить функции госорганов, такие как:

  • контроль над соблюдением размеров предельных цен и торговых надбавок;
  • сбор и обработка данных с применением машинных технологий;
  • формирование прогнозов по товарам;
  • рекомендаций по эффективному распределению средств стабфондов и «оборотной схемы».

Cоздана Аналитическая платформа по торговле, которая готова к запуску в пилотном режиме.

Платформа позволит в онлайн режиме осуществлять мониторинг цен на продукты питания и формировать прогнозные цены.

А с помощью интеграции с действующими базами заинтересованных госорганов, платформа позволит выстраивать математические модели, позволяющие увидеть причины роста цен и пути их стабилизации.

Вместе с тем, проводить комплексный анализ состояния торговой отрасли, выявлять тенденции ценообразования на товары по всей цепочке до конечного потребителя.

Эта работа будет проводиться в рамках Цифрового офиса Правительства.

К этой платформе также будут подключены ситуационные центры акиматов, что позволит в оперативном режиме мониторить ситуацию по ценам в каждом регионе.

Ключевой задачей государственной политики в сфере торговли является налаживание торгово-сбытовой цепочки от производителя до потребителя путем выстраивания комплексной торгово-логистической инфраструктуры.

В рамках первого этапа создания Национальной товаропроводящей системы заключен Договор ГЧП, который зарегистрирован в Комитете Казначейства.

Сейчас ведется составление проектно-сметной документации.

Модернизация и передача 2-х ОРЦ планируется до января 2022 года.

Строительство остальных ОРЦ планируется начать в январе и закончить до августа 2022 года.

На втором этапе планируется строительство 17 ОРЦ. Совместно с частным партнером проведен маркетинговый анализ, определено 70% земельных участков и начаты процедуры по их выделению.

Заключение Договора ГЧП по второму этапу планируется в апреле 2022 года, а ввод в эксплуатацию в августе 2024 года.

По линии МСХ РК

В проекте Комплекса мер антиинфляционного реагирования за Министерством закреплено исполнение 11 оперативных и 8 среднесрочных мероприятий.

В частности принятие мер по увеличению посевных площадей под приоритетные культуры для производства СЗПТ, мощностей хранения овощей.

Для развития сырьевой базы будет разработана Дорожная карта по развитию кормопроизводства, предусматривающая формирование постоянно действующего фуражного фонда зерна на базе АО «НК «Продкорпорация», а также введение временных количественных ограничений (квоты) или запрета на вывоз грубых и зернофуражных кормов.

Для стабилизации цен, в первую очередь, необходимо пересмотреть принцип работы стабфондов, чтобы на основе прогноза покупать именно те виды товаров, по которым будет ожидаться наибольший рост цен.

В период межсезонья, предлагается сформировать в стабфондах 5 месячный запас картофеля, моркови, капусты и лука в объеме 30% от потребности городского населения и гречневой крупы, подсолнечного масла (бутилированное) от потребности всего населения.

По расчетным данным, приведенными на слайде, объемы закупа картофеля и овощей по республике составят 229 тыс. тонн, а также гречневой крупы 17,6 тыс. тонн и подсолнечного масла – 28,5 тыс. тонн.

Для получения готовой продукции Продкорпорация сформирует дополнительные объемы подсолнечника и гречихи в размере 10% от планируемых запасов стабфондов, а также порядка 4 тыс.тонн сахара.

При этом в рамках форвардного закупа Продкорпорацией уже законтрактовано 9 150 тонн подсолнечник и 691 тонн гречихи. Остальной объем гречихи, подсолнечника, сахара будет закуплен на рынке по прямому закупу.

По линии АЗРК

Текущая работа по рынкам СЗПТ

Рост цен на социально-значимые продовольственные товары с января по август текущего года составил 9,9 %, что в два раза превышает темпы роста за 2020 год (4,6%).

По признакам антиконкурентных согласованных действий и злоупотребления доминирующим или монопольным положением вынесено 60 уведомлении о снижении цен. Из них, добровольно исполнено 50 путем снижения цен на продовольственные товары от 5 до 10 %. Назначено 8 расследований.

Еженедельная динамика роста цен на СЗПТ снизилась с 0,6% (на апрель т.г.) до минус 0,2% (на 31 августа т.г.).

 В рамках исполнения поручения Главы государства по расследованию посреднических схем по всей цепочке ценообразования продовольственных товаров с упором на оптовые рынки, проводится работа по 13 товарным позициям.

 В рамках анализов рынка ритейла начата комплексная проверка обоснованности торговых надбавок. Выявлены 25 фактов превышения торговыми сетями 15% торговых надбавок на СЗПТ, в связи с чем, направлены материалы местным исполнительным органам для привлечения к ответственности.

 

По признакам ценовых сговоров и злоупотребления доминирующим положением уже приняты меры реагирования в отношении 10 торговых сетей (ТОО «Фиркан», ТОО «Грамад Ретейл», ТОО «Магнум Кэш энд Керри» (ВКО), ТОО «Ярмарка», ТОО «Идеал Маркет» (Атырауская обл.), ТОО «Дина Маркет», ТОО «Идеал Маркет» (ЗКО), ТОО «Дина Маркет», ТОО «Анвар» (Актюбинская обл.)). Работа в отношении торговых сетей продолжается.

Крупнейшая республиканская сеть Магнум (ТОО «Magnum Cash@Carry») приняло на себя обязательство снизить торговую надбавку   на социально значимые продовольственные товары с 15 до 10 %.

 Ежемесячно Агентство встречается с представителями ассоциаций и крупнейших производителей продовольственных товаров.

На последней встрече достигнута договоренность об отсутствии причин для роста цен до конца текущего года, за исключением куриных яиц, цены на которые после межсезонья вернуться на уровень начала года.

В тоже время производители и переработчики сельхозпродукции просят содействие в решении некоторых проблем. В первую очередь, это выделение оборотных средств на закуп сырья и кормов нового урожая по действующим низким ценам, что позволит избежать увеличение затрат в течение года — общая сумма необходимого финансирования, по представленным данным производителей составляет 212,3 млрд. тенге. Из них для закупа: подсолнечника — 27 млрд.тг.; сахарной свеклы — 6 млрд. тг., сахарного тростника – 8 млрд.тг.; гречихи – 9 млрд. тг.; для птицефабрик – 162,3 млрд. тг. яичное направление – 96,3 млрд.тг.

Пресс-служба Премьер-Министра РК