Постановлением правительства Казахстана за № 827 от 12 декабря 2017 года утверждена Государственная программа «Цифровой Казахстан» на 2017-2020 годы.
Общие расходы на реализацию Программы в 2017 – 2020 годах, составят
384 220 402,23 тыс. тенге, в том числе:
2017 год – 25 216 594,67 тыс. тенге*
2018 год – 102 188 928,31 тыс. тенге*
2019 год – 94 856 663,59 тыс. тенге*
2020 год – 161 958 215,66 тыс. тенге*.
Следует отметить, что суммы будут уточняться в соответствии с государственным бюджетом на соответствующий финансовый год.
«Ключом к сохранению конкурентоспособности нашей экономики является развитие цифровой составляющей совместными усилиями государства и бизнеса, в том числе в следующих отраслях – индустриальной, транспортно-логистической инфраструктуре, сельском хозяйстве, недропользовании, энергетике, образовании и здравоохранении»,- отмечается в тексте программы.
Одно из пяти направлений программы обозначено как «Цифровые преобразования в отраслях экономики» и в том числе анализирована ситуация с применением цифровых технологий в сельском хозяйстве.
В программе отмечается следующее:
«Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства, которое дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления для многих отраслей промышленности. Уровень сельского хозяйственного сектора в значительной мере определяет состояние национальной экономики.
Валовый выпуск продукции (услуг) сельского хозяйства в 2015 году составил 3 307,0 млрд. тенге, что выше уровня соответствующего периода предыдущего года на 3,4% (в том числе растениеводство 1 825,2 млрд. тенге, животноводство 1 469,9 млрд. тенге).
Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства снизился на 6,3% и составил 167,1 млрд. тенге. Инвестиции в основной капитал пищевой промышленности увеличились на 28,1% и составили 55,9 млрд. тенге.
Объем производства продуктов питания за данный период увеличился на 0,1% и составил 1074,8 млрд. тенге. (Отчет Министра сельского хозяйства РК перед населением, 2016 год. http://mgov.kz/otchet-ministra-selskogo-hozyajstva-respubliki-kazahstan-myrzahmetova-a-i-pered-naseleniem/).
В 2015 году объем продукции (услуг) в рыболовстве и аквакультуре увеличился по сравнению с предыдущим годом на 10,1% и составил 6 164,4 млн. тенге.(http://stat.gov.kz/)
Однако, на сегодняшний день в сельском хозяйстве Республики Казахстан доля сельхозтоваропроизводителей, применяющих цифровые технологии при производстве сельскохозяйственной продукции незначительна, что негативно сказывается на росте урожайности и сокращении расходов при ведении сельского хозяйства.
Также имеются вопросы, требующие решения с помощью цифровых технологий:
— субсидирование: недостаточная прозрачность процессов, присутствие человеческого фактора на всех этапах;
— контроль учета сельскохозяйственной техники, выдача водительских удостоверений на управление сельхозтехникой: отсутствие централизованного мониторинга, отсутствие автоматизации процесса, отсутствие централизованной базы данных;
— прослеживаемость животноводческой продукции: угроза ветеринарной безопасности, неконтролируемое распространение заболеваний, несвоевременная идентификация и вакцинация сельскохозяйственных животных, длительный процесс реагирования на инциденты («Агробизнес – 2020», утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 151);
— прослеживаемость растениеводческой продукции: фитосанитарная безопасность, отсутствие возможности контроля и мониторинга процессов на всех этапах жизненного цикла продукции;
— прослеживаемость рыбной продукции: браконьерство, теневой оборот рыбной продукции, высокая доля импортированной продукции на внутреннем рынке.
Перед государством стоит важная задача выполнения международных требований и норм ЕАЭС, по обеспечению контроля продукции пищевой безопасности, поступающей в Республику Казахстан из третьих стран, а также вывозимой из страны в другие государства ЕАЭС. Выполнение требований позволит реализовать свой экспортный потенциал в сфере сельского хозяйства, что позволит изменить не только объем производства, но и увеличит технологическое развитие сельского хозяйства государства.
Опыт таких стран как США, Канада и Австралия показывает, что информатизация производства, функционирования, управления и услуг в сельском хозяйстве при внедрении в эту сферу цифровых технологий трансформирует модель оборота сельхозпродукции, стимулирует развитие промышленных парков и электронной торговли сельхозпродукцией, ускоряет демонстрацию и распространение цифровых технических достижений в сельском хозяйстве, способствует экономическому развитию сельских районов благодаря их специфике.
Опыт ведущих стран с развитой аграрной сферой свидетельствует, что все они прошли своего рода «технологическую революцию». К примеру, классическое экстенсивное земледелие вытесняется точным (прецизионным), широко используются геоинформационные технологии, многооперационные энергосберегающие сельскохозяйственные агрегаты, селекция высокоурожайных сортов растений и выведение высокопродуктивных пород животных. По данным исследовательского агентства RolandBerger, ежегодно в Азии 20% (http://www.rolandberger.com/press_releases/market_for_smart _agriculture_applications_growing.html) потенциального роста приходится на долю инновационных технологий в сфере сельского хозяйства.
В Австралии внедрена система идентификации и прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продукции, которая представляет из себя полный пакет модулей программного обеспечения, с полным прослеживанием животных во время их жизни и определения всех животных и объектов с кем они были в контакте в течение их жизненного цикла, который позволяет быстро и эффективно реагировать на различные заболевания при их возникновении; это снижает стоимость, связанной с распространением заболеваний, поддержкой индустрии и закрытие операций на рынке.(http://www.nlis.com.au/)
Российская Федерация, в рамках реализации Государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса», проводит работы по разработке и внедрению программно-технического комплекса «Электронный промысловый журнал». Электронный журнал даёт возможность фиксации и передачи информации о рыбопромысловой деятельности в электронном виде, а также предоставляет дистанционный доступ к информации о результатах рыболовства. (14http://www.fish.gov.ru/press-tsentr/obzor-smi/12119-1-marta-rosrybolovstvo-nachinaet-opytnuyu-ekspluatatsiyu-elektronnogo-promyslovogo-zhurnala-na-rybolovnykh-sudakh «Федеральное агентство по рыболовству»).
Для акселерации развития отраслей сельского хозяйства, необходимо обеспечить автоматизированный мониторинг за обрабатываемой землей, оказать содействие в цифровизации сельского хозяйства (включая земледелие, животноводство, рыболовство, культивацию, механизацию), создать информационную платформу контроля безопасности сельхозпродукции с охватом всех административных ведомств на всех уровнях, усовершенствовать информационную систему оперативного реагирования.
Для дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли планируется:
автоматизация процесса субсидирования сельского хозяйства, которая способствовала бы повышению прозрачности и эффективности предоставляемых субсидий, а так же контролю за освоением выделенных средств;
развитие автоматизации регистрации, залога, выдачи сельскохозяйственной техники, выдачи водительских удостоверений позволит оперативно оказывать государственные услуги в области технической инспекции для населения, вести централизованный мониторинг и контроль за техническим состоянием сельскохозяйственной техники и соблюдением законодательства в области технического контроля и безопасности дорожного движения;
автоматизация прослеживаемости животноводческой продукции, обеспечивающая полноценный учет объектов, идентификацию животных, отслеживание перемещений, включающая систему реагирования на заболевания, которая позволит представителям отрасли быстро и эффективно реагировать на различные заболевания при их возникновении;
автоматизация прослеживаемости растениеводческой продукции позволит проследить весь жизненный цикл продукции, включая процессы производства, хранения, транспортировки, реализации, уничтожения/утилизации;
автоматизация мониторинга за оборотом рыбы и рыбной продукции позволит снизить объем браконьерства и незаконного оборота рыбной продукции, а так же обеспечит сохранение рыбных ресурсов, сбор и своевременную обработку информации о деятельности рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих организаций, предприятий, занимающихся закупом и сбытом рыбы и рыбной продукции, ее оптовой и розничной реализацией.
Индустриально развитые и экономически крепкие государства имеют развитое сельское хозяйство и от степени развития сельскохозяйственного производства во многом зависит уровень благосостояния страны. Широкое применение цифровых технологий в сельском хозяйстве Республики Казахстан, будет способствовать увеличению производительности труда, увеличит вклад сельскохозяйственной отрасли в рост ВВП страны, а также стимулирует потенциал экспорта сельскохозяйственной продукции на мировые рынки.
3. Цифровые преобразования в отраслях экономики
Цель: Повысить конкурентоспособность и производительность ключевых секторов экономики
Задачи:
Применение цифровых технологий в сельском хозяйстве
Для достижения поставленной задачи планируется реализация следующих мер:
1. Реализация проекта автоматизации процесса субсидирования сельского хозяйства;
2. Реализация проекта автоматизации процессов прослеживаемости животноводческой продукции;
3. Реализация проекта автоматизации мониторинга за оборотом рыбы и рыбной продукции;
4. Реализация проекта автоматизации процессов прослеживаемости растениеводческой продукции;
5. Реализация проекта развития автоматизации регистрации, залога, выдача сельскохозяйственной техники, выдача водительских удостоверений».