Аналитика Новости

Касым-Жомарт Токаев: «В Казахстане не раскрыты возможности пищевой отрасли»

На расширенном заседании Правительства РК, прошедшем 15 июля,  недавно избранный глава государства Касым-Жомарт Токаев озвучил ряд ключевых и стратегических задач перед кабинетом министров. Немалую часть его выступления заняли вопросы развития АПК  и проблемы в этой сфере.

Касым-Жомарт Токаев отметил, что в  Казахстане «не раскрыты возможности пищевой отрасли» и  в связи с этим поручил Правительству полноценно использовать потенциал «экономики простых вещей».

Как он отметил, «за годы индустриализации введено 1250 новых предприятий, создано более 120 тысяч рабочих мест».

Программа позволила сохранить долю обрабатывающего сектора в экономике и создать новые производства, которых ранее не было в Казахстане.

Однако, на самом деле ситуация выглядит не столь радужной – внешняя и внутренняя конкурентоспособность казахстанских отраслей остается невысокой.

В глобальном индексе экономической сложности 2017 года Казахстан занимает только 81 место из 133 стран.

Поэтому важно не только увеличивать объемы, но и «усложнять» корзину производимых и экспортируемых товаров.

Кроме того, не меняется структура отечественного экспорта. Более 70 % составляет продукция добывающей промышленности.

При этом только 14 % экспорта обрабатывающей промышленности (это 2,2 млрд. долларов из 15,7 млрд. долларов) относится к товарам высокого передела.

В этом году по поручению Елбасы на поддержку отечественных экспортеров выделено 500 млрд. тенге. На сегодня всего 70 млрд. тенге направлено на их поддержку.

«Следует полноценно использовать потенциал «экономики простых вещей». До сих пор не раскрыты возможности мебельной, пищевой, текстильной, строительной отраслей»,- подчеркнул глава государства.

«Мы ожидаем также конкретных результатов от развития туризма. Как мне доложили, Правительство приняло соответствующую программу, финансовые инструменты предусмотрены»,- сказал он.

Это трудоемкие сектора, которые одновременно решают задачи продуктивной занятости и структурной диверсификации экономики.

На эти цели по поручению Елбасы предусмотрено 600 миллиардов тенге. Однако на сегодня банками второго уровня одобрено всего 92 проекта на сумму 41 млрд. тенге.

«Я уже об этом говорил, но дело затягивается»,- напомнил президент страны.

По вопросам развития АПК, как отметил глава государства, «общая цель определена – это увеличение производительности труда в сельском хозяйстве и экспорта в 2,5 раза».

Но не секрет, что отрасль остается слабо привлекательной для инвесторов.

«В сельское хозяйство привлечен только 1 % от общего объема прямых иностранных инвестиций и 3,2 % от объема инвестиций в основной капитал?!… Это очень тревожные показатели. Все международные финансовые институты в один голос говорят, что у нас огромный потенциал в сельском хозяйстве. А воз и ныне там. Значит, мы являемся плохими управленцами. Другого вывода здесь нет»,- признался К.Токаев.

«Нам необходимо в ближайшую пятилетку осуществить реальный прорыв в сельском хозяйстве.В этой связи следует определить главные направления развития и четкую схему действий.Я ставлю задачу налаживания эффективной работы по привлечению инвестиций именно в агропромышленный комплекс. Без этого мы не сможем дать импульс развитию этой важнейшей сферы. Поручаю Правительству совместно с АО «Казах Инвест» привлекать крупные, известные корпорации в течение следующих 3 лет, чем больше таких компаний, тем лучше»,- поручил он.

По словам президента, «мы должны уметь конкурировать и давать отличные коммерческие и фискальные условия, которые не будут меняться в зависимости от смены руководства отрасли или региона. Это очень важный вопрос».

Аграрии справедливо жалуются на частые изменения условий господдержки.

«Эта непоследовательность мешает принимать правильные инвестиционные решения, снижает привлекательность и прибыльность агробизнеса, порождает неуверенность предпринимателей»,- сказал он.

Казахстан – аграрно-индустриальная страна. Это надо всегда помнить.

Поэтому Правительству необходимо выработать четкие кратко- и среднесрочные приоритеты сельскохозяйственной политики и на их базе стабилизировать инструменты поддержки. Иначе они не будут работать.

«Сельское хозяйство – это, пожалуй, единственная сфера, где отсутствует преемственность в руководстве ею. Сколько программ мы напринимали, сколько обещаний выслушали! Каждый министр уверял, что его программа единственно верная. И что имеем в сухом остатке?»,- спросил К.Токаев.

По его словам, вызывают вопросы эффективность субсидирования гербицидов и обновления семенного фонда, изношенность парка сельхозтехники, соблюдение агротехнологий и сортообновления.

Экспорт продукции АПК имеет огромный потенциал. В общей сумме из 500 млрд. тенге, запланированных в целом на поддержку экспорта, 100 млрд. тенге предусмотрено на сельскохозяйственный экспорт.

Сейчас более 60 % экспорта продукции АПК – это сырьевая продукция. В прошлом году плановый показатель экспорта продукции сельхозпереработки выполнен всего на 37 %.

Правительству надо обеспечить своевременное выделение предусмотренных средств и поддержку экспортных поставок.

Еще один актуальный вопрос – это эффективное использование земли.

Проведенная министерством сельского хозяйства инвентаризация сельхозземель выявила 16,5 млн. га неиспользуемых площадей, и это только часть проблемы.

«Поручаю Правительству провести аудит всех сельхозземель и оцифровку информационной системы земельного кадастра.

Земля – это главный фактор производства. Без эффективности и прозрачности в этом вопросе, нам село не развить. Мы понимаем, что это сложная работа. Здесь необходимо слаженное взаимодействие министерств сельского хозяйства и цифрового развития»,- подчеркнул К.Токаев.

Президент поручил завершить эту работу до конца следующего года.

«Следует и нормативно, и на практике усилить контроль за эффективным использованием сельхозземель.Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает»,- сказал президент.

Как отметил он, Правительство, в частности Минсельхоз, приступило к мониторингу рационального землепользования. Эту работу предстоит довести до логического завершения.

«В связи с завершением моратория на отдельные нормы Земельного кодекса в 2021 году (запрет на продажу и передачу в аренду земель сельхозназначения) мы должны принять окончательное решение по этому вопросу»,- сообщил президент.

В связи с этим, он выразил надежду, что по данному вопросу выскажутся депутаты Парламента, политические партии и общественность.

«Что касается иностранцев, то земля им продаваться не будет. Здесь должна быть полная ясность»,- подчеркнул глава государства.

Требует также пристального внимания вопрос водообеспечения и водоотведения.

«Мы ни разу не проводили полномасштабную паспортизацию водных ресурсов и водохозяйственных сооружений.Правительство не обладает достоверной картиной о количестве и состоянии таких сооружений. Учет частных водохозяйственных сооружений фактически не ведется.Поэтому поручаю Правительству до конца года провести полный аудит водных ресурсов, ирригационных систем, всей инфраструктуры водообеспечения»,- сказал он.

Это даст нам полную и объективную картину.

На ее основе Правительству и акимам предстоит разработать конкретные меры по их ремонту, модернизации, в том числе, введению в оборот новых орошаемых площадей.

К.Токаев отдельно остановился на вопросах повышения эффективности государственного управления и качества государственных услуг.

«Сегодня показатели эффективности государственных органов зачастую не отражают того, что ожидает общество. Связь с реальными потребностями казахстанцев, бизнеса зачастую отсутствует.Как я уже сказал, степень освоения бюджета не позволяет оценить оказанное влияние на рост благополучия населения.Несмотря на заметный рост строительства жилья, сохраняется его недостаточная доступность для социально уязвимых слоев населения»,- сказал он.

Президент считает, что пришло время провести также тщательную оценку эффективности деятельности крупных субъектов квазигосударственного сектора.

«Каждый национальный холдинг или национальная компания должны приносить только пользу Казахстану, гражданам, а об убытках квазигосударственных структур и нацкомпаний надо забыть, как о кошмарном сне. Они должны генерировать только доходы. Необходимо помнить, институты развития создавались именно под эти цели. Они призваны развивать экономику, инфраструктуру и индустрию. Одним словом, служить народу!»,- особо отметил он.

Всемерное расширение структуры, максимизация прибыли не должны являться самоцелью для госхолдингов. Значительная их часть – монополисты, поэтому их прибыль – это расходы бизнеса и граждан.

«Прежде всего, следует принять кардинальные меры в отношении АО «НУХ «КазАгро». Это уже притча во языцах, показатель абсолютно неумелого руководства этой структурой.

Накопленный убыток «КазАгро» по итогам 2018 года составил более 120 миллиардов тенге. Из 672 профинансированных проектов 270 или 40 % являются простаивающими проектами. Вопросы здесь излишни, комментарии неуместны»,- констатировал К.Токаев.

Компания должна быть решительно и оперативно реформирована. Следует задуматься о привлечении иностранных специалистов к управлению этим холдингом.

«Поручаю Правительству внести в двухмесячный срок конкретные предложения по решению данного вопроса. Надо коренным образом выправить эту ситуацию.

Поручаю Счетному комитету совместно с Правительством разработать методику оценки социально-экономического эффекта от деятельности квазигосударственного сектора.

По результатам оценки мною будет приниматься решение по продолжению их деятельности»,- подытожил К.Токаев, касаясь вопросов АПК.