МСХ
Научные исследования Новости

Каков уровень финансирования аграрных ВУЗов в РК

Недавно на сайте был опубликована статья по теме: «МСХ тормозит создание исследовательского университета в АПК, чтобы успеть приватизировать опытные хозяйства?».

В связи с этой публикацией мы сделали запрос в МСХ. Предоставляем вашему вниманию ответ министерства:

На каком этапе находится вопрос создания на базе КАТУ имени С.Сейфуллина исследовательского университета?

28 мая 2020 г. на рассмотрение Совета директоров НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» вынесен вопрос по созданию на базе КАТУ исследовательского университета, где протокольно принято решение передать НАО «Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина» 100% доли участия в НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» в уставном капитале ТОО «Научно-производственный центр зернового хозяйства им. А.И.Бараева», ТОО «Казахский научно-исследовательский институт лесного хозяйства и агролесомелиорации», ТОО «Казахский научно-исследовательский институт пищевой и перерабатывающей промышленности» и ТОО «Северо-Казахстанская сельскохозяйственная опытная станция

Чем отличается простой ВУЗ в аграрном секторе от исследовательского университета? В чем их отличие в подготовке кадров и научных кадров?

Основными функциями классического типа (простого) университета принято считать следующее:

— производство знаний;

— накопление и хранение знаний;

— передача и распространение знаний.

В настоящее время «простые» университеты в аграрном секторе также проводят образовательную и научно-исследовательскую деятельность, в том числе посредством развития международного сотрудничества с ведущими мировыми научно-образовательными центрами, а также на договорной основе и взаимовыгодных условиях с действующими аграрными и иными научными организациями республики.

Цель исследовательского университета — эффективное функционирование образовательного процесса и науки, где подготовка высококвалифицированных кадров ведется в тесном взаимодействии с современными научными исследованиями. То есть знания студент получает, проводя научно-исследовательскую работу, как самостоятельно, так и под руководством преподавателя либо ученого.

Исследовательский университет – это вертикально-интегрированная научно-образовательная структура, имеющая научно-исследовательские центры (институты) и отличающаяся: 1) мультидисциплинарностью; 2) использованием практики привлечения обучающихся к научным исследованиям; 3) практической и/или инновационной направленностью тематики исследований.

Обучение специалистов проводится также посредством 100% вовлечения студентов, магистрантов и докторантов в академическую мобильность, в старт-ап и бизнес проекты.

Каков уровень финансирования аграрных ВУЗов в РК и просим представить данные по отдельности по каждому ВУЗу?

Из республиканского бюджета на постоянной основе выделяются бюджетные средства на охват общего образовательного процесса в виде финансирования стоимости государственного образовательного заказа, направлении студентов за рубеж по академической мобильности, обучении по программе «Болашақ», повышения качества образовательной системы  и т.д., по программно-целевому финансированию научной и научно-технической деятельности, а также реализовываются принципы самофинансирования, используя механизмы государственно-частного партнерства.

Так, согласно плана на 2020 год аграрными университетами предусмотрено всего доходов на сумму 20 млрд тенге, в том числе бюджетных средств – 12 млрд тенге и внебюджетных средств —
8 млрд тенге. Из них:

по КазНАУ предусмотрено всего доходов – 8,5 млрд тенге, в т.ч.:

бюджетных средств – 4,8 млрд тенге;

внебюджетных средств – 3,7 млрд тенге.

по КАТУ    предусмотрено всего доходов – 8,0 млрд тенге, в т.ч.:

бюджетных средств – 4,7 млрд тенге;

внебюджетных средств – 3,3 млрд тенге.

по ЗКАТУ предусмотрено всего доходов – 3,5 млрд тенге, в т.ч.:

бюджетных средств – 2,5 млрд тенге;

внебюджетных средств – 1,0 млрд тыс тенге.

По какой причине откладывается вопрос создания вышеупомянутого научно-исследовательского университета?

В соответствии с п. 8 статьи 3 Закона РК «О науке» присвоение статуса исследовательского университета и утверждении его программ развития относится к компетенции Правительства Республики Казахстан.

Вместе с тем, сообщаем, что к разработанному МСХ проекту ППРК, внесенному в заинтересованные государственные органы (МФ, МНЭ, МОН, МЮ) 11 февраля 2020 года, были получены соответствующие замечания и предложения.

По информации вышеуказанных заинтересованных государственных органов концептуальными проблемами, препятствующими созданию исследовательского университета, являются:

1) отсутствие в действующем законодательстве норм, определяющих основные критерии отбора исследовательских университетов и создание конкурентной среды, задачи данных исследовательских университетов, а также правила разработки, в частности требования к структуре и содержанию Программы развития;

2) необходимость в установленном порядке рассмотрение финансового обеспечения Программы развития КАТУ на Республиканской бюджетной комиссии.

С целью изучения целесообразности передачи НИО в ВУЗ, Министерством проводился анализ, а также всестороннее и концептуальное изучение стратегических, юридических, экономических и социальных аспектов (рисков) передачи НИО в ВУЗ, по результатам которых выявлены как возможные положительные, так и отрицательные стороны.

Рассматривались и обсуждались различные возможные варианты:

1) передача в ведение КАТУ 100% доли участия НАНОЦ в вышеуказанных дочерних организациях с сохранением в полной мере их юридической, финансовой и хозяйственной независимости;

2) осуществление КАТУ совместной деятельности в виде Консорциума с вышеуказанными дочерними организациями НАНОЦ с поддержкой исследовательского потенциала и инфраструктуры для научной, образовательной и инновационной деятельности;

3) доверительное управление КАТУ дочерними организациями НАНОЦ.

В настоящее время доработанный с учетом замечаний проект ППРК находится на стадии согласования в заинтересованных государственных органах.

После согласования с заинтересованными государственными органами в установленном порядке проект ППРК будет внесен в Правительство Республики Казахстан.

Как изменится финансирование этих вузов с созданием такого университета?

Принципы финансирования останутся прежними, при этом с передачей научных организаций в состав ВУЗа увеличится общий объем его финансирования и количество активов, что добавит ВУЗу дополнительные функции, расширит его научно-образовательную деятельность и ответственность.

Финансирование этих вузов с приданием статуса исследовательского университета создаст потенциальные возможности и предпосылки для расширенного участия в научных конкурсах, подготовки большего количества докторантов и магистрантов, вовлечения НИИ в образовательный процесс и интеграцию с международными университетами и центрами.

Отвечают ли современным требованиям аграрные ВУЗы страны?

В целом, аграрные вузы РК отвечают современным требованиям по уровню материально-технического обеспечения, качества образовательных программ и по степени профессорско-преподавательского состава.

Университетская система образования в Казахстане следует по пути требования Болонского процесса: введены общепонятные, сравнимые квалификаций в области высшего образования; совершен переход на трехступенчатую систему высшего образования (бакалавриат-магистратура-докторантура), ориентированную на преемственность всех уровней обучения и, следовательно, на повышение качества образования; введена кредитная система обучения, т.е. унифицированная система зачетных единиц для возможности сопо­ставления программ образования и осуществления мобильности учащихся.

Планируется ли приватизация опытных хозяйств в РК, если такой план, то подробности?

МСХ не планирует приватизацию функционирующих сельскохозяйственных опытных станций (СХОС) и опытно-производственных хозяйств (ОПХ) системы НАНОЦ, которые осуществляют свою производственно-хозяйственную и научную деятельность на активах, находящихся в республиканской собственности: земельные участки, здания и сооружения, сельскохозяйственная техника и автотранспорт, научное и лабораторное оборудование и приборы, биологические активы.

Вышеуказанные активы СХОС и ОПХ используются в научно-исследовательских целях и позволяют проводить апробацию (внедрение, коммерциализацию) научных разработок, агротехнологий и др.

Просим пояснить вопрос финансирования опытных хозяйств? От чего зависит финансирование и есть ли заинтересованность в приватизации этих хозяйств?

Финансирование СХОС и ОПХ проводится как за счет хозяйственной деятельности, так посредством участия в бюджетных программах МСХ РК (субсидирование (кредитование) растениеводства и животноводства, программно-целевое финансирование исследований, увеличение уставного капитала) и МОН РК (базовое и грантовое финансирование), а также в программах местных исполнительных органов (услуги по внедрению и распределению инновационного опыта).

Заинтересованности МСХ в приватизации СХОС и ОПХ не имеется».