Аналитика Молочная и маслосыродельная промышленность Новости

Фермы и производимые ими молоко-сырье в Казахстане остаются без контроля, констатируют переработчики

В Астане на прошлой неделе состоялся круглый стол по молочному бизнесу Казахстана, где обсуждались проблемы безопасности молока-сырья.

На круглом столе глава Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников сообщил, что  реализация совместного проекта ФАО и ЕБРР в Казахстане «Поддержка развития поставочных цепочек молока» продолжается. Между ФАО и союзом заключен договор на год, в рамках которого будут прорабатываться вопросы развития молочной отрасли.

«В условиях Казахстана, с его территорией и логистикой, развитие производства молока на промышленных условиях более перспективно и эти задачи в общем уже прописаны в предложенной МСХ Концепции развития молочного животноводства до 2027 года, которую мы предлагаем назвать «Программой по развитию, производстве и переработке молока», что более логично. Концепция хорошая, цели и индикаторы прописаны. Но сама программа требует доработки и детализации, на которую у нас есть свое видение и свой взгляд, о чем мы проинформировали минсельхоз. Вторая  более серьезная проблема для нас, для переработчиков- это качество и безопасность молока – сырья и безопасность поступающей на рынок молочной продукции»,- отметил В.Кожевников.

На круглом столе взгляд со стороны представил Евгений Шатохин, экономист Инвестиционного центра ФАО.

В своем докладе на тему «Факторы влияния на продуктивность животных и качество молока-сырья» он отметил, что в условиях, когда в стране основная масса молока поступает с малых форм хозяйствования, с мелких ЛПХ, игнорировать их и игнорировать проблемы, с которыми они живут, производя молоко, это абсолютно неправильно и несостоятельно. Необходимо с ними работать.

В Казахстане, качественное молоко, которое призведено средними и  крупнотоварными хозяйствами, цена на молоко, которая выплачивается молокопереработчикам близка к средневзвешенной рыночной цене в мире. Поэтому важно понимать, что места по дальнейшему повышению цены на сырье практически нет, считает эксперт ФАО. Об этом говорит выжимка отчета IFCN, которая приведена ниже:

Евгений Шатохин видит следующие три основных системных проблем  производства молока-сырья в мелких формах хозяйствования, при этом обращая внимание на то, что не отмечаются  проблемы доступности к финансам и т.д.

«Информация с полей говорит о том, что кредиты как раз в последние несколько лет раздавались направо и налево. К большому сожалению, раздавались людям, которые не понимали что делать с коровами. Самый кричащий вопрос, возникающий в моей голове это: в ЛПХ в разговорах никогда в фокусе не были такие вопросы как себестоимость, управление себестоимостью, управление эффективностью производства. Речь всегда идет исключительно о субсидиях и о цене»,- подчеркнул он.

По его словам, в его родине Украине, последнее время сельское хозяйство живет без субсидий. Фермеры самых различных размеров научились жить и зарабатывать на производстве молока на достаточно жестких условиях и данная ситуация приучило людей говорить в первую очередь о себестоимости, эффективности и рентабельности производства.

Эксперт привел пример ЛПХ в Туркестанской области, где животные были привязаны и находились под навесом кормились в то время, когда можно было их выпустить на пастбище. У такого хозяина отсутствуют базовые знания о себестоимости, уверен он.

Поэтому доступ к знаниям это проблема номер один, считает Е.Шатохин. Однако, по его мнению, основное бремя образования ЛПХ ляжет на молокоперерабатывающие предприятия, так как это наиболее действенный инструмент. Потому что прежде всего молокоперерабатывающие заводы будут заинтересованы в образовании и профессиональном росте своих поставщиков сырья.

«Национальный центр компетенции звучит очень здорово. Однако, на самом деле то, что знают  специалисты на национальном уровне, зачастую не доходит до уровня акимата, района или на уровне простого хозяйства, который находится вдали от центра. В результате мы имеем хозяйство, которое получило кредит, приобрело животных, но понятия не имеет что с ними делать. Насколько успешным будет такое хозяйство и насколько долго продлится его работа, думаю, что исход может быть достаточно предсказуемым и печальным»,- прогнозирует эксперт ФАО.

Он отметил, что не увидел в системе предоставление кредитов хозяйствующим субъектам,  желающим заниматься, к примеру, производством молока, прошедшим проверку знаний.  «Никаким образом знания не аттестовываются. Было бы правильно, перед тем как выдать деньги человеку, каким-то образом оценить хотя бы обладает ли он базовыми знаниями для того, чтобы эти коровы не пошли под нож»,- сказал Е.Шатохин.

Малые формы хозяйства, которые производят 70 процентов молока, очень часто не имеют  доступ к ресурсной базе. И кто для них эту ресурсную базу создаст, это вопрос. Скажем, ферма из 20 коров не имеет возможность иметь свою кормодобывающую технику, зеленую линию, такая ферма не может себе позволить внешний консалтинг, не сможет позволить одного качественного ветеринара, потому что это очень дорого.

Как отметил эксперт, портрет типового фермера выглядит таким образом, что в основном это у него сопутствующий бизнес. Очень часто мотивация непонятна.

Чтобы повысить продуктивность хозяйств, молокоперерабьатывающие заводы должны диверсифицировать и сфокусироваться на тех, кто производит качественное сырье и давать им больше бонусов, считает он.

Е.Шатохин также сообщил о тех решениях, которые предлагает ФАО для преодоления проблем в отрасли.

Главный специалист ТОО «Молочный союз» из Петропавловска Ирина Доненбаева выступила за восстановление контроля ветеринарной службы производителей молока-сырья, за условиями производства молока-сырья.

«Безопасность пищевой продукции, в том числе молочной – это основа основ безопасности здоровья человека. Безопасность готовой продукции начинается с безопасности сырья. К сожалению часто бывает, что ТР у нас   распространяется только на готовую продукцию. А про молоко-сырье забывают. Большинство руководителей сельхозформирований и даже в ряде  некоторых случаях работников районных управлений сельского хозяйства вообще не знают не то, что о требованиях ТР на молоко-сырье, а вообще о существовании такого ТР. Чаще всего руководители видят, что это ежеденевная кропотливая работа и связана она с определенными материальными затратами и такие руководители не хотят такой работой заниматься и уходят к другим менее требовательным переработчикам, которые дают выше цены без особых требований к качеству. А у предприятий — переработчиков мало методов воздействия на руководителей сельхозформирований. На наши молочные предприятия сохранился контроль со стороны КООЗ, почему такого контроля нет на фермах?   Все это отдано на откуп предприятиям-переработчикам. Мы остались один на один с этой цепочкой ферм на рынке. Никто сырьем заниматься не хочет. Все хотят контролировать готовую продукцию. Фермы остались без контроля, их никто не контролирует. Нас они не боятся. Все возложили на производителя. Почему за торговлю должны платить штрафы производители молока, непонятно. Срок годности скоропортящейся продукции давным-давно закончился месяц назад, приходит протокол какой-то, непонятно каким образом и где пробы отбирают, а предприятие должно платить штрафы. Техрегламент Таможенного союза принят еще в 2013 году, а программа развития животноводства принимается только в 2018 году, вот эти 5 лет с момента принятия документа прошли впустую. Сельским хозяйством никто не занимался на серьезном государственном уровне. И мы на сегодня имеем такую ситуацию, что практически 90 процентов всего поступающего молока-сырья не соответствует ТР по бактериальной обсемененности. То есть мы вообще не имеем права его  принимать. Интересно, в управлении сельского хозяйства, в территориальных управлениях  по ветеринарии вообще знают о таком положении? Или у всех такая радужная картина? ЕЭК дает нам время до конца 2019 года до вступления в силу ТР ТС. Российская Федерация может нам в любой момент закрыть рынок и просто нас из этого рынка выкинуть. И мы останемся без экспортного потенциала. Что будет 1 января 2020 года, когда закончится этот переходный период?  Поэтому мы неоднократно предлагаем и настаиваем, что надо сейчас принимать какие-то срочные меры и работать хотя бы с тем, что есть. И не ждать пока построят эти 1000 мегаферм. А работать с теми фермами, которые сейчас есть. Большинство ферм имеют достаточно хорошее материально- техническое оснащение. Надо просто заставить руководителей сельхозформирований на законодательном уровне производить молоко, соответствующее ТР ТС. Поэтому мы настаиваем создать рабочие группы, чтобы провести обследование и контроль действующих МТФ и предлагаем увязать размеры субсидий  на молоко с соответствием на техрегламент. Когда на законодательном уровне встанет вопрос не о  запрещении приемки не соответствующего молока, а о запрещении производства молока не соответствующего ТР ТС, только тогда вопрос сдвинется с мертвой точки. А мы, переработчики молока поможем всеми имеющимися силами»,- подчеркнула она.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *