Европейский Союз в лице агентства «Международный торговый центр» для стран Центральной Азии реализовал проект Ready4Trade стоимостью 15 млн евро.
Он направлен на поддержку развития внутри региональной и международной торговли в регионе Центральной Азии.
4-летняя инициатива является торговым компонентом более крупной программы, финансируемой ЕС, которая нацелена на поддержку инвестиций, конкурентоспособности и торговли.
В течение года были подготовлены национальные коучи и проводились коуч-сессии для представителей МСП (малых и средних предприятий).
Обучению были задействованы 212 представителей 5 стран. В том числе более 40 предприятий Казахстана получили инструменты и знания по экспорту за рубеж и менеджменту.
Консультант МТЦ по содействию торговле Огюстен Баре в прошлом году руководил координацией инициативы EMCI (Инициативы по обучению управлению экспортом).
EMCI помогает владельцам бизнеса решать повседневные проблемы, возникающие при управлении их экспортными операциями.
На мероприятии в Алматы, посвященном подведению итогов проекта, Огюстен Баре и заместитель генерального директора QazTrade Нурлан Кулбатыров рассказали о целях и итогах проекта.
По словам Огюстена Баре, основные цели проекта заключаются в упрощении торговых процедур, обеспечение их транспарентности, устранении препятствий и барьеров в международной и внутренней региональной торговле, и усилении возможностей бизнеса.
Нурлан Кулбатыров рассказал о компонентах проекта.
Проект состоит из четырёх компонентов:
- Первое — это вывод экспортёров на единую площадку;
- Второе — упрощение торговых процедур всех 5 стран;
- Третий — это гендерный компонент;
- Четвёртый — это обучающий портал.
Как национальный партнер этой программы QazTrade получил такие инструменты, как руководство для пользователей, обучающие программы и база данных коучеров.
Компонент проекта Наставничество по вопросам управления экспортом (Export Management Coaching Initiative) направлен на повышение способности малых и средних предприятий соблюдать трансграничные требования (включая стандарты качества, технические регламенты, соответствующие схемы преференциальной торговли / GSP +).
Обо всех этих тонкостях бизнеса рассказывали на местах национальные коучи.
Айнур Тлеуова, коуч EMCI, участвуя в этом проекте, объездила почти всю республику.
Она обучала представителей МСП экспортному менеджменту, о требованиях стран, куда экспортируется продукция, начиная от упаковочных процессов, о процессах сертификации, до таможенных процедур.
На региональном мероприятии в Алматы на мини-выставке были представлены товары бенефициаров: представители Узбекистана выставили товары легкой промышленности, Киргизии — пищевой.
Представитель эксклюзивного единого поставщика кыргызских пчеловодов Умбеталиев рассказал, что они в настоящее время ведут переговоры по экспорту в Казахстан своей продукции.
Выступают от имени Союза пчеловодов, объединяющих около 300 производителей страны.
Они готовы конкурировать с казахстанской продукцией, занимая нишу по разнообразию вкусов: были выставлены продуктовые линейки со вкусом малины, клюквы, облепихи, и даже манго. Всего производят около двадцати вкусов.
От имени Казахстана была представлены сельскохозяйственные бирки для животных.
Участники мероприятия также поделились своими наблюдениями и рекомендациями по адаптации EMCI в регионе и обеспечению устойчивости проекта в будущем.