Во время хранения зерна, а также в процессе его перевозки морским транспортом в целях борьбы с вредителями используют метод фумигации. Этот метод считается самым эффективным и популярным методом обработки зерна. Это также действенный способ уничтожения одновременно нескольких видов вредных насекомых, грызунов и паразитов, вызывающих опасные заболевания на основе вирусов и инфекций.
Суть метода заключается в том, что зерно обрабатывают инсектицидными газами, которых называют фумиганты. К самым распространенным фумигантам относят фосфористый водород (фосфин) и метилбромид.
Вышеназванные соединения являются сильнодействующими ядами. Они используются для отравления вредителей зерна. Воздействуя на объекты в определенное время, они приводят к их гибели.
Процесс фумигации осуществляется после тщательной подготовки и под постоянным контролем. Согласно технологии, для проведения процесса фумигации помещения хранения, а также перевозки зернового груза необходимо герметично закрыть, а после процедуры нужно тщательно удалить газ из помещения.
Установлены также ограничительные параметры по влажности зерна и температуре окружающей среды.
Условия фумигации зерна в трюмах судна
Для перевозки зерна морским путем используют метод фумигации с особой спецификой. В заруженный зерном трюм судна таблетки фумиганта – алюминия фосфид вносят после герметизации специальным оборудованием – машиной-фумигатором. Таблетки вступают в реакцию с воздухом в помещении и образуют газ фосфин, который воздействует на груз в трюме во время перемещения судна в течение определенного времени, что составляет от 3-4 до 5-7 суток согласно технологии. После прошествия необходимого времени в трюме судна открываются вентиляционные отверстия и проводится тщательное проветривание в течение не меньше 2 суток.
Негерметичночть трюма является существенным риском для экипажа морского перевозчика, так как фумигирующий газ фосфин является для человека чрезвычайно токсичным. Вследствие воздействия фосфина были зарегистрированы много случаев отравления и гибели экипажа морских судов в различных странах.
В связи с этим разработаны специальные требования к конструкции судна, к самой процедуре осуществления обработки и вентилирования. На судне должны быть в наличии специальные средства для обеспечения безопасности процедуры фумигации зернового груза и защиты экипажа.