Выдержка из книги Тима Брауна «Дизайн-мышление»:
Хотя Disney Company — один из самых ярких примеров масштабного использования восприятия (Диснейленд в Анахейме в день может легко пропустить 100 000 посетителей), в наши дни появляются и другие бренды, основанные на активном участии потребителей.
Примером тому служит пищевая отрасль — она трансформируется как на стадии производства, так и на стадии сбыта.
В 50-е и 60-е годы прошлого века в Европе и Америке локальные магазинчики начали исчезать, сменившись недорогими, но лишенными души супермаркетами. Стремление к низким ценам — благодаря новым упаковкам, химическим консервантам, замораживанию, хранению и транспортировке на большие расстояния — не только лишило продукты питания качества, но и обезличило восприятия, ощущения и впечатления, которые так близки к истокам человеческого общества. Растущая популярность фермерских рынков, поддержка локального сельского хозяйства, движение «слоу-фуд» и огромное количество литературы — начиная от книги Майкла Поллана In Defense of Food и заканчивая книгой Барбары Кингсолвер «Animal, Vegetable, Miracle» — позволяют предположить, что потребители страстно желают получать другие впечатления и ощущения от покупки продуктов питания.
Чуть выше я писал о популярности Whole Foods Market, одного из крупнейших ритейлеров в США. Whole Foods Market продолжает расти не только из-за роста спроса на органические продукты питания, но и потому, что в компании ценят восприятие и впечатления, ощущения клиентов. Каждый аспект магазинов — выкладки свежей продукции, бесплатные образцы, обширная информация о приготовлении и хранении пищи, самые различные продукты «для здорового образа жизни» — все это спроектировано так, чтобы привлекать людей, приглашать их к участию. В головном магазине компании в техасском городе Остин клиентам в рамках эксперимента даже позволяют готовить.
Бренды, основанные на восприятии и впечатлениях, готовы привлечь клиента к участию при каждой возможности. Virgin America — как раз такой бренд, что подтверждается сайтом компании, ее услугами, рекламой — все это приглашает клиентов участвовать в регистрации и обслуживании на борту. А вот United Airlines — не такой бренд.
Хотя услуга p.s. прекрасна, прочие аспекты компании не укрепляют предложение, связанное с восприятием. Однако экспериментов очень много, и зачастую примеры использования клиентского восприятия можно найти в самых неожиданных местах.
Кстати, книга Барбары Кингсолвер «Animal, Vegetable, Miracle» выпущена на русском языке под названием «Америка. Чудеса здоровой пищи». Вот что написали на рецензии к этой книге:
«Америка. Чудеса здоровой пищи». Смешно, да? Где Америка и где здоровая пища. Вот, в том и дело. Автор и ее семья решили жить на ферме и поставить эксперимент, год питаться только теми продуктами, которые выращены ими самими или фермерами в их округе, недалеко от них. В книге много рассуждений о том, сколько топлива и других ресурсов тратится, чтобы перевозить из других стран бананы и прочие несезонные фрукты-овощи, и вообще о том, как пища постепенно утратила свой вкус, и люди не особо обращают внимание, что именно они едят, откуда эти продукты, в каких условиях они выращены и на самом ли деле они полезны. Ну и еще книга – это своего рода дневник фермера, где Барбара, ее муж и старшая дочь описывают, как они начали в марте сажать семена, как радовались первой зелени (спаржа, шпинат, тп), как учились выращивать кур и индюков, как возились с заготовкой бесчисленных помидоров, какую альтернативу нашли для заморских фруктов на зиму, и тп. И много рецептов блюд, которые они готовят, тоже есть в книге. Вообще, хорошая книжка, уютная такая, о семейных ценностях, совместных трапезах и тп:) хотя ничего нового не открывает, особенно тут, в Беларуси, где многие тоже питаются только местным и сезонным (а часто и выращенным на своих грядках) – и не только потому, что такие правильные и осознанные, а потому, что вся эта привозная еда очень дорогая. При всем желании не накупишься…